02 мая понедельник. Рано встаю. Ночью подморозило. Тонкая корочка льда в тихих местах. Утренний туалет. Сортир обустроен с душой. Дощатый и под крышей. Не какая то легкомысленная ямка под ёлкой. Разводить костер и греть чайник не стал. Обойдусь без завтрака – до Выи уже недалеко осталось. Там всяко чаем напОят. С вечера не особо раскладывался и сборы не занимают много времени. Сложил вещи в рюкзак, еду в сумку и вынес на улицу. В избушке подмел. Матрасы и одеяла сложил как были до меня. Вроде все? У хозяев претензий не должно быть. Вот еще что забыл: на полях газеты написал, что ночевал в избе. Вернулся. Записал и подписался. Вроде теперь все сделал. Запер дверь и ключ положил на место.
06.10 На вещах в лодке, колпаке мотора - иней. Оставленная на ночь теплая вязаная шапочка покрыта белой изморозью. Отряхиваю, прежде чем надеть. Мотор сначала потихонечку проворачиваю. Вдруг какая мелкая деталь примерзла. Все вращается и двигается без проблем. Вытаскиваю рукоятку обогатителя. Запускаю. Ровное тарахтенье ласкает слух. Включаю скорость. Малым ходом мотор прогреваю подольше. Читал на форумах поучения опытных мотористов-лодочников, что все детальки в Ямахе моей уж очень миниатюрные. Нельзя нагрузку непрогретому давать - тепловые деформации, зазоры и прочее… В общем можно вывести технику из строя неграмотной эксплуатацией. Нежелательно даже резко переходить с режима на режим. Опять же из-за тепловых неравномерностей в двигателе. Нельзя останавливать мотор сразу после нагрузки – вскипит. Как и машину: пусть поработает на холостых, остынет, а потом только глушить.
С погодой фартит. Ясно и солнечно. Хотелось бы еще сказать – тепло. Однако тепло только на солнце. В тени берегов даже очень холодно. Местами снег лежит.
Изба Вырога. Одна из немногих избушек, открытая для всех. На красивом месте поставлена. Угорышек, полянка… Название, как и большинство изб, от протекающего неподалеку ручья.
От Выроги малое расстояние до устья Улеши. На устье старинная деревня. Давно хочу посмотреть ту деревню. Так же сезонная, как и Старое Осяткино, как Прость. Но в отличии от других именно Усть-Улеша характеризуется, как классическая сезонная деревня. Так утверждает Ольга Георгиевна Севан, самый крупный специалист по северным деревням и архитектурам. Выйские домики в Пинежском секторе деревеньки Малые Карелы – в немалой степени ее труды и заслуги.
Судя по карте расположена деревня не на самом устье речки, а чуть выше по течению. Плотный строй ивняка отделяет пойму Улеши от русла Пинеги. Ага, вот и просвет в кустах, речка выпадает. Малым ходом прохожу. Добираюсь до деревни с трудом. Едва нахожу русло речки. Разлив на всю ширину поймы. От берега до берега метров триста. Пинега спирает, течения почти нет, везде кусты. Как угадать глубокое место и не попасть на мелководье наволоков, где русло? Потыкавшись по мелям на устье реки наконец то попадаю на фарватер. Русло узкой речки угадывается по обрамляющим ее кустам. Петля русла, вторая петля – вот уже видны крыши домов на угоре.
ИНФОРМАЦИЯ К РАЗМЫШЛЕНИЮ:
СЕЗОННЫЕ ПОСЕЛЕНИЯ И ПРОМЫСЛОВЫЕ ИЗБЫ АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ Текст из монографии Ольги Севан: "Малые Корелы" Архангельский музей деревянного зодчества. История создания, методология проектирования, современное состояние". М, 2012, стр. 106 -111
В конце XIX – начале XX века на территории Русского Севера помимо сел, деревень, погостов, слобод существовали починки, которые использовались крестьянами сезонно, почему и получили название сезонных поселений. Этот тип селений также представляет интерес, поскольку оказался редким сохранившимся социально-культурным явление на исследуемой территории в бассейне р. Пинеги и требовал представления в музее «Малые Корелы» как образец культуры и образа жизни населения данных земель.
Починки были наиболее характерным типом поселений для начальных этапов Европейского Севера. В XVIII в. их было немного, что свидетельствовало о завершившемся в основном заселении края. Починки, как и выселки, образовывались из растущих деревень и со временем превращались в самостоятельные деревни. Это было традиционным для Севера, в отличие, например, от Сибири, где развитие пунктов проходило от более крупных поселений - к более мелким, в том числе и к заимкам. (см. материалы И.Власовой, В. Липинской, М. Витова и др.) В пореформенное время на Севере починки снова получили некоторое развитие в связи с предоставлением государственным крестьянам права покупать свободные земли. Подобные поселения существовали в Карелии и в Архангельской губернии и использовались только для ведения сельского хозяйства и заготовки леса для собственных нужд в отличие от сибирских заимок, часть которых имела промышленный характер.
Сохранившиеся сезонные поселения Севера (Улеша и Хорнемская) расположены в верховье р. Пинеги Архангельской обл. и отстоят, соответственно на 12 и 30 км от основных деревень (Усть-Выя и Хорнема). Наименование второго поселения интересно тем, что в нем отразилось название постоянного населенного пункта, жителями которого оно основано. Деревня Улеша поставлена на реке Улеша и носит ее название. Подобная конкретность названий, отмеченная исследователями, характерна для начального периода заселения территории европейской части страны.
В этих поселениях до сих пор живут крестьяне летом во время сенокоса и зимой во время рубки леса. Они расположены в лесу, на берегах рек, среди сенокосных угодий, сюда же в любое время года приезжают охотники и рыболовы. В каком-то смысле они являются прообразами современных российских дачных поселений.(конец цитаты)
Фото из интернета, без указания авторства. Деревня Улеша, прошлый век, года примерно 50-е.
Под деревне приколота к берегу лодка. Казанка с крыльями. Подвесной мотор "китаец" 9,9 лошадок, двухтактник. Кто то в деревне есть.
Одно хозяйство выделяется явной ухоженностью. Домик, пристройки и сарайки. Из трубы одной из них курится дымок. Туда и держу путь.
Похоже это строение – летняя кухня. Дощатые стены. Столик, полки, тябла под крышей. Кирпичная печка с плитой. На соседней избушке сушатся сетки. За столом сидит поджарый дедок. Поздоровался. Дедок даже не шевельнулся. Еще несколько раз здороваюсь, погромче. Все равно не слышит. Подойти вплотную и похлопать по плечу – может дрогнуть от неожиданности. И в дверях стоять тоже неудобно. Вроде как подсматриваю. Как будто почувствовав взгляд, дед оборачивается. Суетливо достает какую то вещь из коробочки и засовывает ее в ухо. Слуховой аппарат. Теперь понятно, почему он меня не замечал, хотя и громко его кликал.
Горячий чай с печки. Рассказываю ему, кто я такой и зачем тут. Он осяткинский, на рыбалке. Его лодка с новым мотором стоит под деревней. Спрашиваю разрешения походить по деревне, поснимать.
Прохаживаюсь от дома к дому, фотографирую. Домики, амбарчики. Большинство домов выглядит заброшенными. Замшелые крыши, на некоторых уже опадают. Открытые дверки амбаров. В некоторые дома, что не заперты и не под приставом, захожу. Снимаю внутреннюю обстановку.
Один из домиков заинтересовал меня особенно. Заросший малинником. С трудом, низко нагнувшись, пролез сначала в "предбанник", затем в саму избу. Низкие лавки вдоль стен. Столик. Русская печь "по черному". Битая из глины. В отличии от наших печей, боковая стенка забрана досками полностью. Странно. Так ведь она хуже прогревает избу. А может наоборот – печка дольше держит тепло? Нужно будет спросить у выян… Отверстие в стене выше двери – волоковое окно. У нас закрываются массивной деревянной пробкой – дымником. А тут запирается доской, двигающейся в пазах стены. Интересная избушка.
Два окна на переднюю сторону и одно на боковую. Причем большое окно только напротив чела печи. Для хозяйки? Остальные окошечки низкие и узкие. Явно переделаны из волоковых.
(Слово "дымник" имеет два значения – дырка в стене, как правило квадратной формы, для выхода дыма из помещения, топящегося "по черному" и пробка, которой затыкается это отверстие. Кстати, "душник" – вентиляционное отверстие, то же самое, что и дымник. Но "дымник" – когда баня топиться, а "душник" – то же самое отверстие, но уже когда париться – моются. Мнение мое личное и не обязательно, что правильное).
Ухоженных домиков с хозяйством всего пара – тройка, не больше. Может прикупить какой – нибудь старенький домишко? Отремонтировать его под старину, с русской печкой "по черному" и банькой с каменцей. Себе для души и возможно для туристического бизнеса: гостевой дом.
ИНФОРМАЦИЯ К РАЗМЫШЛЕНИЮ:
С сайта "Перуница" о деревянном зодчестве:: Нет теперь и деревень, где еще можно встретить древние жилища. Они освещались волоковыми окнами – маленькими, задвигавшимися (“заволакивавшимися”) доской-ставней; их обогревали “черные” печи, дым от которых попадал не в трубу, а непосредственно в избу, откуда через приставленный к стене под потолком “дымник” – осиновый обрубок с выдолбленной сердцевиной – выходил наружу. Именно из таких домов состояли так называемые “сезонные” деревни Улеша и Хорнемская (Архангельская область). Около этих деревень крестьяне основных селений Усть-Выи и Хорнемы заготавливали сено и туда же переправляли свой скот на свободный выпас, потому что рядом с их селениями места для выгонов не было. Впервые попавший в “сезонную деревню” Улеша горожанин ощущал себя путешественником во времени: казалось, что из XX столетия он перенесся в XVII век – так похожи были эти свободно расставленные избы на те, что изображены в альбоме Мейерберга – австрийского дипломата, побывавшего в России при царе Алексее Михайловиче. Теперь от деревень остались только три избушки и столько же амбарчиков, перевезенных из Хорнемской в музей под открытым небом “Малые Корелы” под Архангельском.
Пока гуляю по деревне, хозяин уехал проверять сетки. Сетовал, что холодно и попадает плохо. Сегодня будет выезжать в Осяткино.
Около спуска дороги от деревни на устье реки стоит крест. Не поленился, причалил и сходил к нему. Сфотографировал.
Хозяина деревни снова увидел на устье речки. Он как раз закончил сети трясти (проверять). Не стал спрашивать про улов. Слышит он худенько даже с аппаратом, а подходить ближе не стал. Еще наедешь на сетку, намотаешь на винт. Себе работы наделать, ему убыток рваной сеткой. Махнули друг другу рукой, прощаясь. Еще увидимся.
ИНФОРМАЦИЯ К РАЗМЫШЛЕНИЮ:
О.Г.СЕВАН " СЕЗОННЫЕ ПОСЕЛЕНИЯ И ПРОМЫСЛОВЫЕ ИЗБЫ АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ"
Жилые дома поселения представляют собой простейшие варианты изб, отапливаемых по-черному. «Черные», или курные, избы издавна вызывали интерес у исследователей как один из наиболее древних видов крестьянского жилища. В середине XIX в. во многих уездах Русского Севера черные избы составляли 50% всех жилых изб, а к началу XX в. – лишь 10% (см. материалы П.Колесникова, Д.Осипова). Столь длительное бытование курных изб объясняется тем, что они долго держат тепло в отличие от изб, отапливаемых по - белому. Сохранению тепла способствовали малые волоковые окна и небольшие двери. В таких избах после топки воздух был сухим, благодаря чему сруб долго сохранялся. Для крестьян-кустарей подобное помещение было незаменимым при просушке необходимого сырья – дерева, кожи, а для рыбаков – сетей. Простота возведения срубов (окна без косяков), простое устройство печи, малый расход древесины при небольших размерах постройки также способствовали сохранению подобных изб в среде, главным образом, беднейшего крестьянства.
Основу интерьера курных изб составляла неподвижная, конструктивно связанная со срубом мебель – широкие лавки, проходящие вдоль стен сруба, вмонтированные в них во время строительства избы, полати, полки в стене у печи, божница в красном углу, «воронцы». Печи были глинобитные («битые») и ставились на деревянный опечек. Со стороны входа в избу в печи делались ниши – «печурки». Каждая печь имела «припечье». Дым выходил из устья непосредственно в жилое помещение и через систему волоковых окон, дымника и двери – на улицу.
Для рассматриваемых домов сезонных поселений Севера характерны все перечисленные элементы. При возведении изб использовался конструктивный единый принцип – рубка стен из бревен (диаметром 25 – 30 см) в «обло» с остатком. Поскольку постройки возводились быстро и носили временный характер, концы бревен оставляли неровными. Внутри помещений стены стесывались, поэтому углы были скругленными. Сами срубы ставились на землю без фундаментов. Подклеты, столь характерные для многих районов Севера, здесь отсутствуют, кровля двускатная, тесовая, с «курицами» и «потоками», с коньковым охлупнем. Дверные полотна одностворчатые: они состоят из двух или трех широких плах, соединенных шпонками с внутренней стороны. Дверь укреплена на «пяте» («на пальце»): она вращается вокруг верейного столба, вставленного в пазы нижнего и верхнего бревен проема.
В избе – глинобитная печь, поставленная в углу на деревянный опечек; широкие, до 60 см, лавки расположены вдоль стен (вмонтированы в них); на них спят обитатели избы: против печи – стол, рядом полки для спичек, соли и продуктов, в углу божница. Несколько выше роста человека (от стены до стены) проходят жердины – «воронцы», используемые для сушки одежды охотников и рыболовов. Окна волоковые (порой растесаны). Волоковая доска (или рама) вставлена в углубленный паз стены и может закрывать окно, скользя вдоль него, Тес пола обычно врубается в нижний венец сруба, реже кладется прямо на землю. Дымовое отверстие устроено в стене над печью, поэтому дымарь (дымник) выходит прямо на улицу, на фасад дома. Сам дымоход имеет интересную конструкцию и выполнен в виде пологого бревна, опирающегося на консольную доску со стороны улицы или сеней. С избой он соединяется посредством отверстия с волоковой заслонкой, которое соответствует вырезу в вертикальной стенке дымохода. Со стороны улицы большой навес кровля защищает дверной проем и дымоход от осадков.
Амбары, скомпонованные группами или рядами, порой, чуть ли не вплотную примыкают к домам. Все они очень малы (в плане 1,5 х 1,5 м) и соразмерны самим избам. Конструктивно амбары решаются в виде квадратного или прямоугольного сруба, стены которого рублены в «обло» с остатком, с тесовым покрытием по курицам и потокам, с коньковым охлупнем. Кровля на них двускатная, с двумя вариантами ската: с направлением скатов в сторону от входного фасада и к входу.
Амбары сезонного поселения приподняты над землей и поставлены на тесины, врубаемые в горизонтальные бревна основания. Перед входом устроено предмостье – площадка на пропусках нижних бревен боковых стен и бревенчатой стенки, выступающей вперед от дверного порога по всей длине главного фасада. Над площадкой навес («залобник»), полученный путем удлинения верхних венцов сруба. Он защищает площадку и дверной проем от атмосферных осадков. (конец цитаты)
(Продолжение следует)
© Copyright: Николай Валентинов , 2018 https://proza.ru/2018/03/07/2008