Сретение - один из двенадцати праздников, связанных с нашим Спасителем – Иисусом Христом. В переводе со славянского, «сретение» - встреча.
В народе ошибочно считают, что это связано со встречей зимы и весны. Да, действительно, время этого праздника совпадает с этим периодом. Но это только у нас, в России! А в других точках земного шара в это время лето, или всегда лето. И времена года явно не встречаются.
Но, давайте серьезно. У этого праздника смысл гораздо более глубокий. И надо сказать, что даже многие из тех, кто называет себя православным, и не знают этого смысла.
И вот как говорит об этом настоятель храма в честь св. прав. Иоанна Кронштадтского в Усть-Чарышской Пристани отец Никандр (Речкунов):
- Смысл этот не просто глубокий, а трогательный – настолько, что он доступен лишь тем, кому знакомо чувство, ощущение, когда рождается первенец. И вот почему.
Дева Мария только что стала матерью. Как положено, по традиции, на сороковой день, приносит Сына в Храм, чтобы посвятить Его Господу (это была Ветхозаветная традиция). Ее встречают два человека: праведный Симеон и пророчица Анна.
Симеон - человек с необыкновенной судьбой. Он был один из семидесяти толкователей и переводчиков Священного Писания и на момент описываемого события - самым старым человеком, проживающим в Иерусалиме. Ему было 350 лет, и 300 из них – он ждал этого дня – дня встречи с Богомладенцем.
В эту субботу старец оказался в Храме неслучайно — Святой Дух привел его. Много лет назад Симеон переводил книгу пророка Исаи и увидел загадочные слова: «Се Дева во чреве приимет и родит Сына». Как дева, то есть девственница, может родить? Ученый усомнился и хотел исправить «Дева» на «Жена» (женщина).
Но ему явился Ангел и не просто запретил менять слово, но сказал, что Симеон не умрет, пока лично не убедится, что пророчество истинно. Об этом пишет евангелист Лука: «Он был муж праведный и благочестивый, чающий утешения Израилева; и Дух Святой был на нем. Ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня» (Лк 2:25-26). И совершилось!
Божия Матерь никому не доверяла держать на руках Богомладенца. А Симеон удостоился этой чести. Епископ Феофан Затворник писал: «В лице Симеона весь Ветхий Завет, неискупленное человечество, с миром отходит в вечность, уступая место христианству…». Воспоминание об этой евангельской истории звучит в православном богослужении: «Ныне отпущаеши раба твоего…»
Сретение – это встреча Ветхого Завета и Нового. То есть, то, что было предсказано, - свершилось! Симеон и все человечество стали свидетелями этого значимого события. Можно было радоваться и ликовать от этого бесконечного счастья! Но…
Он добавил: «…Се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, - и Тебе Самой оружие пройдет душу, - да откроются помышления многих сердец» (Лк 2: 34-36).
Это означало великую скорбь, что пройдет время, и все будут кричать Пилату о Ее Сыне: «Распни, распни Его!». И Иисус Христос будет тем разделительным камнем, который поделит весь мир на верующих в Него и тех, кто от Него отрекается.
И это вам уже не просто встреча зимы с весной. Здесь встречаются вселенская радость и вселенский драматизм.
Здесь же была еще Анна - 84-летняя вдова, «дочь Фануилова». Горожане называли ее Анна-пророчица за вдохновенные речи о Боге. Она много лет жила и работала при Храме, как пишет евангелист Лука, «постом и молитвой служа Богу день и ночь» (Лк 2:37 – 38). И именно она начала «рассказывать о Нем всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме».
Сретение — это не просто день из далекой новозаветной истории. Хотя бы раз в жизни любой человек оказывается в доме Божием — в храме. И там с каждым происходит его личное Сретение — встреча со Христом.
Как понять, произошла ли в вашей жизни Встреча? Очень просто — спросите себя: радостен ли я? изменился ли я?
- Отец Никандр, у нас складывается такая традиция, что в каждом празднике наш народ ищет какую-то практическую пользу и стремится исполнить какой-то обряд, ожидая от этого великих благ. Например, окунуться в прорубь – смыть все грехи, похлестать себя вербой – получить здоровье и тому подобное. Как церковь относится к такому «прикладному» отношению к Великим праздникам?
- Мир всегда ищет «хлеба и зрелищ». И у Христа просили: «Чудеса покажи, и тогда поверим в Тебя!». И шли за Ним, потому что Он накормил пятью хлебами пять тысяч, и прокаженных очищал, и мертвых воскрешал. И они надеялись и ждали, что они постоянно будут сытыми, видеть необычайно потрясающие вещи. Если заболеют – то выздоровеют.
Но Христос сказал: «Царство Божие – это не ястье и питие, а радость и мир. И оно – не от мира сего», то есть не в нашей жизни. И тогда-то народ разочаровался и закричал: «Распни Его! Он не нужен нам».
Другими словами: человек хочет, чтобы Бог ему служил, а надо наоборот – служить Богу, своему Творцу. В большинстве вера у нас потребительская: все хотят не дать, а получить. Самое главное – человеку погрузиться в течение Божественной жизни, переживая ее, стать участником Евангельских событий.
И в этом нет никакой сложности для человека: ведь каждое Богослужение имеет структуру, отражающую Евангелие. Просто приходите в храм на службы, и это даст вам гораздо больше, чем погружаться в ледяную воду, хлестать себя или скотину ветками вербы или березы или верить каким-то басням.
Тропарь Сретения Господня:
Радуйся, Благодатная Богородице Дево, из Тебе бо возсия Солнце Правды – Христос, Бог наш, просвещаяй сущия во тьме. Веселися и ты, старче праведный, приемый во объятия Свободителя душ наших, дарующаго нам воскресение.
С праздником!