Произведение Александра Ивановича Куприна "Чудесный доктор" относится к святочным рассказам. В канун Рождества с семьей Мерцаловых происходит самое настоящее чудо. Совершенно незнакомый человек протягивает главе семьи руку помощи, и жизнь становится не такой уж ужасной.
События рассказа глазами Мерцалова
Меня зовут Емельян Мерцалов. Под Рождество с нами случилось настоящее чудо.
Это был очень тяжелый год для моей семьи.
Мы потеряли дочь.
Я свалился с тифом, думал, все, конец. Но выкарабкался. Едва смог ходить, пошел на работу, до болезни служил управляющим в одном из домов. Мне указали на дверь. Пока я болел, мое место занял другой человек. Так я стал безработным.
Не скажу, что мы жили богато, но условия, в которые нам пришлось переехать, когда стало нечем платить за прежнее жилье, просто ужасны. Комната в подвале, сыром, темном, холодном. Выгребная яма во дворе возле входа.
Каждый день я шел на поиски работы, но тщетно. Хорошо, если удавалось найти хоть какую-нибудь подработку.
Жена моя, Лиза, стирала белье поденно. Платили гроши, а добираться нужно было на другой конец города.
Тут заболела Маша, наша дочь. Ей становилось все хуже. Купить лекарства было не на что.
Гриша и Володя, наши сыновья, вечно голодные бродили по улицам и разглядывали витрины гастрономов в деликатесами. От пустых щей сводило живот.
У Лизы от переживаний и усталости пропало молоко, наш младший уже сутки был голодный.
Я не видел выхода. Все чаще приходили в голову мысли об уходе из жизни.
Вышел я в город, сел на скамейку в парке и с головой ушел в безрадостные думы. Рядом сел пожилой человек, хорошо одетый, доброжелательный, и начал что-то говорить о том, что Рождество - прекрасное время, про подарки детям...
Не сдержался я, начал кричать о том, как он может...
Собеседник попросил меня все рассказать. Он пошел со мной в нашу каморку, осмотрел Машутку, выписал рецепт, оставил денег.
Дочь выздоровела. Я нашел работу. Сыновья пошли в гимназию. Словом, жизнь потихоньку наладилась.
Доктора Пирогова, именно так звали доброго незнакомца, мы увидели еще только один раз. Когда город провожал его в последний путь, тело везли хоронить в имение доктора.