Найти тему
1,4K подписчиков

Как натренировать навык говорить "нет".

Фото Rodney Smith
Фото Rodney Smith

Не можете сказать "нет" эмоционально значимому человеку? Близкому человеку или любому другому из своего окружения? Тогда задайте себе вопрос: "Что самое страшное со мной произойдет, если я это сделаю?". Когда ответите, снова задайте себе этот же вопрос. И так не менее 5 раз. Но, как правило, до пяти не доходит.

Например: "Что со мной произойдет ужасного, если я не дам больше денег в долг соседке из 10-ой квартиры?".
Отвечаете сами себе: "Она перестанет со мной здороваться".
Продолжаете: "Что мне с того, что она перестанет со мной здороваться? Изменится ли от этого моя жизнь в худшую сторону?". - "Нет. Абсолютно".
Всё. Я больше трёх ответов нафантазировать не смогла.

Чаще всего страх сказать "нет" имеет под собой шаткое основание на глиняных ногах. Ножонки эти притопали из детства. Это страх быть плохим, страх быть отвергнутым мамой или папой, если скажу не то, что от меня ждут. И психике нашей как-то всё равно, что ситуация давным-давно поменялась. Что я не маленькая девочка или мальчик в коротких штанишках. Я уже взрослый дядя или тётя. Привычка реагировать определенным образом накрепко прошита в материнской плате внутреннего компьютера.

Психологически здоровые люди часто говорят "нет". Людям, ситуациям, агрессии, лести, манипуляциям, дерготне, мышиной возне, тягомотине и прочей колбасне. И делают это легко. Но лёгкость эта нарабатывается со временем. Постепенно новый навык усваивается, перепрошивая психику.

Наш мозг, как инертный механизм, любящий постоянство и предсказуемость, с осторожностью относящийся ко всему новому, сначала посопротивляется, может зависнуть или притормаживать. Но вы сами не заметите, как начнёте получать эмоциональный кайф от ситуаций, в которых вы хотите ответить "нет" и наконец-то произносите это слово. Сначала робко, но с каждым разом всё смелее и увереннее.

И тут уже подключится дофаминовая система. Она даст сигнал Верховному Главнокомандующему - принять этот навык как полезный и крайне приятный. (Оговорюсь, что в начале какое-то время он побудет не очень приятным, затем приятным, а далее перейдет в разряд нейтральных. Но это произойдет тогда, когда навык говорить "нет" станет совсем привычным).

Запустить же процесс можно с пятикратного вопроса самому себе: "А что будет страшного, если я...", о котором я сказала в самом начале.

Скажу по секрету, что разрешить себе взять и попробовать впервые сказать "нет" можно прямо сейчас, не дожидаясь окончания зимы, начала весны, очередного понедельника или другой знаменательной даты.

Психолог Катерина Арефьева