Струйный огнемёт – это абсолютно новый тип оружия, изобретённый в начале ХХ века. Первыми его применили на практике немцы, против англичан, летом 1915 года. После этого в армиях других стран – участниц Первой мировой тоже быстро внедрили такое вооружение.
К началу Второй мировой советские конструкторы уже дали Красной армии несколько вариантов огнемётов, усовершенствовав и осовременив доставшиеся им в наследство «от царского режима» разработки. И в этой статье я расскажу как "на практике" воевали советские огнемётчики.
Какие огнемёты существовали в Красной Армии?
Вне зависимости от типа и конструкции, цель огнемётов одинакова: бросить струю быстро воспламеняющейся жидкости в противника, на несколько десятков метров. Ранцевые предназначены для наступления, тяжёлые – для обороны.
У ранцевого в стальном бачке на спине бойца – 15−20 литров сжатого газа и горючей жидкости. Она выбрасывается через гибкий резиновый шланг и металлический брандспойт, загораясь на выходе из него. У тяжёлого огнемёта резервуар больше – до 200 литров, с приваренными к нему скобами для переноски вручную.
Фугасный отличается по принципу действия: огнесмесь выбрасывается из резервуара не давлением сжатых газов, а пороховым зарядом с электрозапалом. Воспламеняющаяся жидкость – смесь бензина или керосина с маслом или мазутом. Она вязкая, прилипающая к предметам: иначе почти вся сгорит в воздухе, толком не долетев до цели.
Огнемёты практически бесполезны на расстоянии свыше 100 м, но очень эффективны в случае неожиданного применения с близкого расстояния, практически в упор.
Огнемётчик – это очень опасная армейская специальность: ведь к врагу надо подобраться совсем близко, с большим баком на спине, в котором – горючая смесь. К тому же, по сложившемуся неписаному правилу, солдаты всех армий огнемётчиков и снайперов в плен не брали, ликвидируя на месте.
Заливали огнём немецкие позиции
Огнемётчикам Красной Армии удавалось применять оборонительные фугасные огнемёты даже в наступлении. Например, под покровом темноты или дымовой завесы на расстоянии всего лишь 30−40 метров от немецких деревянно-земляных оборонительных сооружений или ДОТов быстро закапывать и маскировать эти тяжёлые цилиндры с горючей смесью. Чтобы потом, с началом атаки, подорвать их одним залпом. Такие земляные работы прямо «под носом» у врага, под прицелом его пулемётов, требовали фантастической быстроты, ловкости и смелости.
Не менее героических действий требовало и наступление с ранцевыми огнемётами. Боец с громоздким металлическим баком за спиной должен был под обстрелом подобраться к ДОТу или укреплённому пулемётному гнезду на расстояние в 20-30 метров, и только после этого начать стрелять. Поэтому подразделение огнемётчиков в наступлении всегда начинало нести потери, не успев ещё сделать ни единого выстрела.
Но зато если удавалось подобраться вплотную к ДОТу или иной укреплённой огневой точке – это был успех. Немецкие ДОТы в буквальном смысле заливали огнём. В его замкнутом тесном помещении огнемётной струёй создавался объёмный взрыв, не оставляющий шансов на спасение.
Кроме поддержки пехоты в штурме полевых огневых точек и укреплений врага, а также уничтожения его бронетехники, ранцевые огнемёты нашли широкое применение и в городских боях. Разрушенные здания, заваленные рухнувшими обломками улицы создавали большое количество укрытий для огневых точек. Поэтому огнемётчики, в условиях затяжных городских боёв уничтожавшие и изгонявшие вражеских пулемётчиков, были очень «ценными кадрами». А им самим порой помогали Г-образные наконечники на брандспойты, которые позволяли при выстреле стоять сбоку от амбразуры, или действовать сверху от неё.
«Расчищали путь пехоте»
На бумаге отдельная рота огнемётчиков состояла из трёх взводов, в каждом из которых – по четыре отделения. Личный состав такой роты – 180 человек. На деле же, в воюющих на передовой огнемётных ротах редко когда было больше половины штатного состава.
В 1944-1945 гг. огнемётчиков широко использовали в составе специальных штурмовых групп, о боевой работе которых можно прочитать в этой статье. Рассказывает ветеран войны Николай Семёнович Вохминцев, 1926 года рождения, призванный в РККА в конце 1943 года:
«На учебном полигоне под Москвой нас распределили по родам войск. Понятия не имею, по каким критериям выбирали, но я попал в огнемётчики. Нам всё показали, дали разок из огнемёта выстрелить правда, водой –, и всё, на фронт!
Наверно, боялись, чтоб кто-нибудь не поджёгся. Оружие это и правда страшное. Даже если одна огневая капля на человека попадёт, бесполезно тушить – только одежду с себя срывать, да и то можно не успеть: всё моментально происходит. Плохо, дальность маленькая, метров 20. Это только после войны сделали такие огнемёты, которые на 100-200 и больше метров стреляют.
На передовой воевать пришлось в составе штурмовых групп, расчищать путь пехоте. Мы были впереди, и артподготовка часто велась прямо через нас, то есть, она ещё не заканчивалась, а мы уже начинали. Либо посылали нас в потёмках, перед рассветом, или в туман. Тут если осветительная ракета – надо замереть и не шелохнуться. Руку или голову поднял – так и держишь, пока не погаснет. Иначе убьют. Но всё равно, убивали нас как этих… Только кто на первых заданиях уцелел и получил опыт – тот уже и дальше держался» .
«К немцам беспощадны, пленных не берут»- каким бойцами были тувинцы в годы ВОВ
Спасибо за прочтение статьи! Ставьте лайки, подписывайтесь на мой канал и пишите, что думаете - всё это мне очень поможет !Подписывайтесь на канал "Две войны " в Телеграм
Если Вы заметили какие-либо ошибки или неточности, напишите мне в личные сообщения, я буду очень благодарен за Вашу помощь!
А теперь вопрос читателям: