В Якутию на автомобиле! Шаг за шагом. Часть 28.
Все самые интересные и красивые места, не выходя из машины!
2 месяца в пути. 18 000 километров автодорог.
10 000 остановок. 30 000 фотографий.
6 часовых поясов. 6 федеральных округов. 20 регионов России.
Все реки. Все стелы областей, районов, городов.
Все города, через которые проходит трасса, и все посёлки на обочинах дорог.
В этой части:
Автодорога: Федеральная автодорога Р22 «Каспий» Кашира – Астрахань, подъезд к Саратову (бывшая автодорога А144 Курск – Воронеж – Саратов).
Участок маршрута: Казачка – Лебёдка.
Расстояние маршрута: 35 км.
Федеральный округ: Приволжский федеральный округ.
Регион: Саратовская область.
Административный район: Калининский район.
Географический (природный) район: Восточно-Европейская равнина (Русская равнина).
Природно-географическая зона: Поволжье.
Часть природно-географической зоны: Нижнее Поволжье.
Обширная составная часть природного района: Приволжская возвышенность.
Часовой пояс (время по отношению к московскому): + 1 час.
= на всех фотографиях время московское, часы не переводил =
День в пути: 3-й день.
Балка реки Гусевка (трасса Р22 «Каспий», подъезд к Саратову, 584-й км).
Словно по волнам, трасса Курск – Воронеж – Саратов на 584-м километре спускается в балку реки Гусевка, по руслу которой здесь проходит граница между Балашовским и Калининским районами Саратовской области. Стелы Калининского района на трассе Р22 со стороны Воронежа нет, а на противоположном направлении дороги стела Балашовского района присутствует, но встречные указатели я буду выкладывать уже во время описания обратного пути, потому что сейчас при въезде в Калининский район публиковать фото стелы Балашовского района было бы как-то не правильно.
Река Гусевка (трасса Р22 «Каспий», подъезд к Саратову, 585-й км).
Поскольку территория Окско-Донской равнины заканчивается в Балашовском районе, а полого снижающаяся к ней западная окраина Приволжской возвышенности находится уже в соседнем Калининском районе, то условно можно сказать, что именно здесь, у реки Гусевка, на нашем пути начинается Поволжье.
Берёзовая роща (трасса Р22 «Каспий», подъезд к Саратову, 585–592-й км).
Поволжье – это природно-географический регион, прилегающий к среднему и нижнему течению Волги, то есть от места впадения в неё реки Оки и до самого Каспийского моря. Верховья Волги к Поволжью относить уже не принято, поэтому такие города, как Кострома, Ярославль и Тверь являются отдельной природно-географической зоной, которая так и называется – Верхняя Волга. Само Поволжье (иногда его ещё называют Приволжье) подразделяется в свою очередь на Среднее (от Нижегородской до Самарской области включительно) и Нижнее (от Саратовской области до устья Волги в Астраханской области). На нашем пути мы частично проедем по территориям как Нижнего, так и Среднего Поволжья.
Хочется так же отметить, что Поволжье целиком входит в состав Восточно-Европейской равнины, по которой мы проезжаем от самого нашего дома и будем ещё долго ехать вплоть до Уральских гор. Поволжье встречает нас красивой посадкой берёз вдоль дороги, а одна из них, чем-то напоминающая женский силуэт с поднятыми вверх руками, словно запрыгнула на руки другой, более крупной берёзы, крепко стоящей на ногах, и, стало быть, символизирующей мужчину.
Поворот в посёлок Степное (трасса Р22 «Каспий», подъезд к Саратову, 592-й км).
Странный дорожный указатель поворотов в населённые пункты установлен на 592-м километре автодороги Курск – Саратов, и если к повороту налево в посёлок Степное у меня вопросов нет, то указатель направо, обещающий через три километра привести в село Казачка, лукавит, потому что по факту справа мы видим лишь небольшой асфальтированный карман для отдыха водителей, сразу за которым начинается непролазная роща, где даже волки ходить боятся. В принципе, через три километра отсюда вы действительно можете оказаться в селе Казачка, но только в том случае, если поедете по трассе прямо.
Село Казачка (трасса Р22 «Каспий», подъезд к Саратову, 594-й км).
По окраине села Казачка трасса Р22 проходит на протяжении пары километров, и у поворота на улицу Пролетарскую мы видим ещё один дорожный указатель с ляпом. Насколько мне известно, знак «Указатель направления» на белом фоне устанавливается только в населённых пунктах, а если при этом внутри него указан поворот в какой-нибудь населённый пункт на синем фоне, то это подразумевает, что из нашего пункта мы можем попасть в другой, только выехав за его пределы. То есть конкретно этот дорожный знак говорит нам о том, что сейчас мы находимся в селе Казачка, но для того, чтобы попасть в село Казачка, нам нужно выехать из села Казачка, повернув направо.
Пруд Лимонский (трасса Р22 «Каспий», подъезд к Саратову, 594-й км).
Рядом с поворотом на улицу Пролетарскую справа от трассы можно увидеть небольшой живописный пруд, который на одной из карт обозначен как Лимонский, а на других вообще никак не подписан. Есть неподтверждённые данные, что местные называют эту часть села не иначе как Лимония, при этом на старой топографической карте она вообще отмечена отдельным населённым пунктом как посёлок Весёлый.
Река Терса (трасса Р22 «Каспий», подъезд к Саратову, 596-й км).
В селе Казачка мы проезжаем по мосту через речушку Терса, но это она здесь, примерно в 20-и километрах от своего истока, представляет собой лишь небольшой ручеёк, а ближе к устью, миновав весь свой путь длиной 239 км, при впадении в реку Медведицу в Волгоградской области она является уже красивой полноценной рекой.
Интересно, что в четырёх километрах от истока реки Терса находится начало и реки Елань (её мы проезжали 35 километров назад), которая в итоге впадает в Терсу лишь спустя 218 километров. Кстати, в другой части Саратовской области есть ещё одна более мелкая река, имеющая такое же точно название, но, чтобы не было путаницы, ту речку часто называют Терсянка.
Памятник автомобилю ЗАЗ-965 «Запорожец» (трасса Р22 «Каспий», подъезд к Саратову, 596-й км / с.Казачка, ул.Советская, 9).
Сразу за рекой Терсой в селе Казачка для желающих отдохнуть есть небольшая стоянка дальнобойщиков, где, как и полагается, имеется придорожная гостиница и кафе «Ани». Для привлечения внимания водителей перед стоянкой установили хорошо приметный «горбатый» «Запорожец» ЗАЗ-965 в милицейской окраске, правда уже сильно прогнивший и поржавевший. Интересно, что цена такого «Запорожца» в начале 1960-х годов составляла 1800 руб., в то время как бутылка водки стоила 1,80 руб., то есть чтобы стать счастливым обладателем этого автомобиля, нужно было просто отказаться от выпивки ровно 1000 раз. В наши дни, когда минимальная цена за бутылку водки составляет 243 рубля, чтобы купить самый простой новый автомобиль нужно отказаться уже от 2000 бутылок. Несправедливо!
Поворот в посёлок Самойловка (трасса Р22 «Каспий», подъезд к Саратову, 596-й км).
На выезде из села Казачка впервые на нашем пути появляется указатель расстояния до города Саратова. Здесь же направо уходит поворот в посёлок Самойловка, через который можно проехать в Волгоградскую область к городам Михайловка, Серафимович и Суровикино. На момент нашего путешествия та дорога была ещё региональной, но в декабре 2020 года её объединили с трассой Пенза – Балашов, создав таким образом новую федеральную трассу Р207 Пенза – Балашов – Михайловка – Суровикино, часть которой от Балашова до этого поворота теперь совпадает с нашей трассой Р22 «Каспий» (подъезд к Саратову).
Трасса Р22 «Каспий», подъезд к Саратову, 597-й км.
Во время следования по трассе Курск – Саратов периодически встречаются дорожные знаки, указывающие разные номера маршрута, но при этом все они так или иначе имеют какое-то отношение к этой автодороге. Так, маршрут «М6» – это бывший номер нашей трассы Р22, знаки которого ещё не успели заменить после переименования этой дороги в 2018 году. Маршрут «АН61» – это маршрут международной азиатской сети, ведущий из Курской области через Воронеж и Саратов в Казахстан и дальше через Киргизию в Китай. Европейский маршрут «Е38» – это дорога из Украины через Саратов в Казахстан, по большей части повторяющая азиатский маршрут, только заканчивающаяся значительно раньше.
Спуск в балку Солодская (трасса Р22 «Каспий», подъезд к Саратову, 599-й км).
На 599-м километре трасса Курск – Саратов, словно качаясь по волнам, начинает красивый затяжной спуск в балку Солодская, по которой протекает река Песчанка.
Река Песчанка (трасса Р22 «Каспий», подъезд к Саратову, 602-й км).
Река Песчанка, которая на дорожном указателе ошибочно обозначена как «Песчаная», имеет длину всего лишь 16 километров, и недалеко отсюда впадает в реку Терсу, однако по сравнению с предыдущими, более длинными реками Елань и Терса, смотрится с моста на трассе Р22 значительно красивее.
Несмотря на то, что западные отроги Приволжской возвышенности пологие и в значительной степени распаханы под сельскохозяйственные поля, в балке Солодской на правом берегу реки Песчанки мы видим хотя и не большие, но уже довольно живописные склоны.
Приволжская возвышенность протянулась вдоль правого берега Волги на довольно значительном расстоянии – от Нижнего Новгорода и до Волгограда, а её ширина с запада на восток достигает от 60 км (в районе Волгограда) до 500 км (в районе Жигулей). В нашем случае от Калининского района до берега Волги ширина Приволжской возвышенности по прямой составит 150 км, и мы будем ехать по её территории до моста через реку Волгу в районе Саратова, где и переправимся на противоположный берег в Заволжье.
Повороты в посёлок Согласный и село Лебёдка (трасса Р22 «Каспий», подъезд к Саратову, 610-й км).
Интересные названия населённых пунктов мы видим на дорожном указателе поворотов через восемь километров после реки Песчанки. Кто с кем и на что согласен в посёлке Согласном, знают, наверное, только сами его жители, а вот про село Лебёдка кое-что интересное мне всё же удалось выяснить. Удивительно, но полностью опустев в начале 1980-х годов, казалось бы, обречённое на исчезновение село, уже исключённое из всех карт и списков того времени, в 1996 году было вновь возрождено одним из его уроженцев, и сейчас там проживает почти сто человек, а главная улица села теперь так и называется – улица Возрождения.
Спуск в балку реки Мокрая Лебёдка (трасса Р22 «Каспий», подъезд к Саратову, 616-й км).
На 616-м километре трасса Курск – Саратов снова спускается в затяжную балку, по которой внизу протекает речка Мокрая Лебёдка, и с высоты очень хорошо видно, как дорога, уходя вдаль, то и дело преодолевает небольшие спуски и подъёмы по волнистому рельефу местности.
Река Мокрая Лебёдка (трасса Р22 «Каспий», подъезд к Саратову, 618-й км).
Мелкая речушка Мокрая Лебёдка общей длиной всего лишь 14 километров, через пару километров от автомоста впадающая в реку со смешным названием Баланда, судя по её не внушительному внешнему виду уже к началу лета создаёт такое впечатление, будто в засушливом августе впадать в Баланду будет просто нечему.
Берёзовая роща за рекой Мокрая Лебёдка (трасса Р22 «Каспий», подъезд к Саратову, 618-й км).
Сразу за рекой Мокрая Лебёдка есть съезд с дороги к очень красивой берёзовой роще, где мы решили остановиться, судя по местному времени в 10 часов утра, то ли на запоздалый завтрак, то ли на ранний обед, а как выяснится ближе к вечеру, и на то и на другое сразу, потому что следующий приём пищи у нас получится сделать только через восемь часов, то есть то явно будет уже время ужина.
Изначально мы планировали, что во время нашей поездки будем останавливаться на завтрак в 9:00, на обед в 14:00, а ужинать будем в 20:00 уже на стоянке перед сном, но на практике получилось, что соблюдать установленное время выходило далеко не всегда – то дождь пошёл, то прогулка по городу выпала на это время, а то просто хочется проехать побыстрее какой-нибудь конкретный участок дороги до его логического завершения, и тогда уже спокойно остановиться покушать. Да и две полноценные остановки для приготовления еды на газовой горелке, как вскоре выяснилось, роскошь не позволительная, потому что такая остановка занимает не один час времени, как представлялось дома, лёжа на диване, а не меньше двух, так что все наши завтраки, обеды и ужины быстро свелись лишь к одной остановке с приготовлением пищи в день, а в остальное время приходилось обходиться какими-то перекусами, бутербродами и так далее, потому что дорога предстояла дальняя, иначе никак.
Пока в кастрюльке на газовой горелке закипала вода, мы не смогли отказать себе в удовольствии прогуляться по живописной берёзовой роще, правда в некоторых местах делать это пришлось особенно аккуратно, потому что иногда нам попадались целые заросли крапивы, и под ноги нужно было смотреть очень внимательно.
Зато среди берёз насобирали много разных съедобных грибов, сыроежек всяких да подберёзовиков, но рисковать готовить их не стали, мы те ещё грибники, мало ли какие поганки попадутся среди них, но вот пофотографировались с ними от души.
Люблю в моменты отдыха на природе запечатлеть на снимках всяких разных жучков-паучков, и сейчас мне посчастливилось встретить большую мохнатую гусеницу, из которой потом появится на свет красивая ночная бабочка медведица-кайя. Шляются тут всякие ночные бабочки по обочинам трасс! Гусеница медведицы-кайи считается ядовитой, опасная жидкость скапливается на кончиках её длинных волосков и может вызвать аллергическую реакцию у человека, так что трогать руками желающую в скором времени стать ночной бабочкой гусеницу мы не стали, и после часового обеденного перерыва продолжили наш путь дальше.
Читать следующую часть →
Читать предыдущую часть ←
В Якутию на автомобиле! Шаг за шагом Вступление (начало путешествия)
Маршрут:
День 1 Ростов-на-Дону – Каменск-Шахтинский – Миллерово – Богучар – Петропавловка – Заброды
День 2 Заброды – Калач – Воробьёвка – Новохопёрск – Поворино –Пески
Регионы: Ростовская область, Воронежская область, Саратовская область …
Города: Богучар, Калач, Новохопёрск, Поворино …
Автодороги: М4 «Дон», б/н Богучар - Калач - Поворино, А144 Курск - Воронеж - Саратов …
Все части рассказа можно будет прочитать на моём канале «Дороги России».