Найти в Дзене

Вдогонку к празднику 14 февраля: пять картин для настроения

Оглавление

14 февраля многие люди отмечают прелестный праздник. Зародился он на Западе относительно недавно, но быстро нашел своих поклонников. Присоединяйтесь и вы к празднованию Международного дня чудаков-одиночек!

Сегодняшняя подборка-пятерка бежит вслед за праздником и посвящена картинам, на которых изображен человек без пары или толпы. Он может быть спокойным или печальным, может находиться в гуще событий или на полной самоизоляции – но фокус внимания всегда направлен на него, одного-единственного. А иногда человека и вовсе нет...

А если вы устали от другого, более нашумевшего праздника, подборка как раз поможет немного отвлечься от суеты вместо с нашими умиротворенными героями.

Жан-Леон Жером «Диоген», 1860 год

Легенда гласит, что в преддверии осады Коринфа – города, где проживал великий философ – жители запаниковали и стали готовиться к вторжению македонской армии, кто как умел. Диоген не растерялся: он взял большой глиняный сосуд и начал катать его взад-вперед, а на недоумение горожан ответил «Хочу, чтобы все видели, что я тоже чем-то занят». Возможно, это был один из древнейших фактов ИБД, хотя вряд ли: данное явление, пожалуй, появилось одновременно с человечеством.

Это была не единственная эпатажная выходка философа: чего стоит только прогулка с зажженным фонарем средь бела дня. «Я ищу человека», – объяснил Диоген. В другой раз он воззвал на площади «Люди, люди», а собравшихся «угостил» ударами палки, приговаривая: «Я звал людей, а не вас, мерзавцев».

Образ философа множество раз воплощали в скульптурах и картинах. Предлагаем полюбоваться на работу французского живописца 19 века Жана-Леона Жерома. Его салонно-академический стиль долгое время критиковали авангардисты, называя китчевым, и художник получил признание как классик только в 1970-е годы.

Автор и творение
Автор и творение

Диоген изображен со своими легендарными атрибутами: фонарем и тесным глиняным жилищем, которое часто называют «бочкой». Рядом с мудрецом нет людей, а только городские собаки – уж они-то никогда не заслонят солнца!

Николай Константинович Рерих, «Одиночество», 1907 год

Говоря о Николае Рерихе, чаще всего вспоминают его горные пейзажи и восточные мотивы. Но ранние работы художника еще не наполнены отголосками Азии. Именно такой картиной является «Одиночество».

Николай Константинович был очень разноплановым человеком, художником и ученым. С 18 лет он проводит археологические раскопки и нашел множество древних артефактов на территории Смоленской, Тверской, Ярославской губерний, под Петербургом, Псковом и Новгородом. Уже к 1910 году он собрал коллекцию находок, в которой насчитывалось более 30 тысяч экспонатов.

Он был редактором печатных изданий, создавал эскизы для церковных росписей и мозаик, театральные декорации. Путешествовал в Индию, Францию, Швецию и многие другие страны, писал стихи, пьесы и очерки, даже проводил спиритические сеансы. По мнению некоторых исследователей, Николай Константинович отправился в Центрально-Азиатскую экспедицию, чтобы найти мифическую страну Шамбалу. Но другие версии не менее впечатляют: говорят, что Рерих планировал построить «Новую страну» – единую Азию, где буддизм будет сочетаться с коммунизмом, или что он был агентом Коминтерна и выполнял некое секретное задание.

А какой Рерих больше нравится вам?
А какой Рерих больше нравится вам?

В Индии любят творчество Рериха – он прожил там последние годы жизни и был погребен по местным обычаям. А мы сегодня полюбуемся на его раннюю работу – «Одиночество» и картину в более привычном стиле – «В гордом одиночестве».

Михаил Александрович Врубель «Демон сидящий», 1890 год

Многие картины Врубеля основаны на литературных произведениях. Например, «Царевна-лебедь» посвящена «Сказке о царе Салтане», «Пан» отсылает к древнегреческой мифологии… Не стала исключением и работа «Демон сидящий», которая является иллюстрацией к поэме М.Ю.Лермонтова «Демон».

Огромный дух на картине выглядит одиноким и задумчивым. Его окружают невиданные цветы и далекие горы. Несмотря на то, что могучая фигура демона явно мужская, в лице есть и женские черты – по замыслу художника, дух не должен однозначно относиться к какому-либо полу.

Здесь можно прочесть первые строки поэмы "Демон"
Здесь можно прочесть первые строки поэмы "Демон"

«Демон сидящий» – одна из серии работ, посвященных поэме Лермонтова, и самая известная из них. Кроме нескольких больших полотен, художник создал почти два десятка иллюстраций для книги, и за них Михаила Александровича резко критиковали. Когда было выпущено двухтомное издание сочинений Лермонтова с рисунками восемнадцати самых известных художников того времени, общественность посчитала иллюстрации Врубеля «нелепыми, уродливыми и карикатурными». Впрочем, спустя время работы все же оценили по достоинству, сказав, что они прекрасно передают лермонтовский дух – но на это потребовалось 20 лет.

Каспар Давид Фридрих, «Странник над морем тумана», 1818 год

Все картины немецкого живописца наполнены романтизмом и окутаны легким налетом мистики. Как правило, лица людей обращены вдаль – персонажи будто вместе со зрителем созерцают пейзаж.

Имя Каспара Давида Фридриха известно не всем, но этот художник – один из ярчайших представителей немецкого романтизма. Меланхолия, отрешенность, иногда даже безнадежность – такие чувства можно испытать, глядя на его таинственные пейзажи.

Так и с картиной «Странник над морем тумана». Художник изобразил самого себя стоящим на краю скалы, вглядывающимся в склоны отдаленных гор.

А чтобы еще больше усилить ощущение «маленького человека в бескрайних просторах», посмотрите еще на одну картину – «Монах у моря». Фигурка монаха не просто застыла в созерцании – она изображена настолько крохотной, что почти теряется на пустынном берегу.

"Странник" и "Монах" - туманно-мистические картины
"Странник" и "Монах" - туманно-мистические картины

Борис Михайлович Кустодиев «Купчиха за чаем», 1918 год

Чтобы не заканчивать чтение на печальной ноте, полюбуйтесь вот этим ярким полотном. Да, героиня здесь одна, но как по-другому воспринимается это одиночество! К тому же к ней ластится котик, а это, согласитесь, совсем другое дело.

Эта прекрасная женщина абсолютно довольна жизнью. В ее руке блюдце с ароматным чаем, стол полон вкусной еды, а вокруг светится летний день.

Удивительно, но картину положительно приняли критики – и это в революционной России, где купеческая праздность была свергнута за считанные дни. Глядя на яркие краски и безмятежный сюжет, не скажешь, что художник писал картину в сложный период болезни и больших денежных трудностей.

История сохранила имя натурщицы: это была баронесса Галина Адеркас, соседка Кустодиева по дому. Девушка была наследницей древнего дворянского рода, но после революции ее следы теряются: остались лишь мемуары, предположительно написанные ею, под названием «Цирк – это мой мир...» и сведения, что она какое-то время пела в составе хора и участвовала в озвучивании фильмов.

На момент написания картины Галина училась на первом курсе медицинского университета. По наброску видно, что она была еще совсем молодой – для итоговой картины художник «накинул» девушке возраста, а также сделал более аппетитными ее формы.

Справа - набросок к картине
Справа - набросок к картине

Понравилась подборка? У нас есть еще:

Авто-портреты – пять картин с нашими железными друзьями

Домашние и дикие, могучие и хрупкие – животные на шедеврах живописи

Подписывайтесь на канал, чтобы ловить подборки-пятерки от Отличницы!