14 февраля многие люди отмечают прелестный праздник. Зародился он на Западе относительно недавно, но быстро нашел своих поклонников. Присоединяйтесь и вы к празднованию Международного дня чудаков-одиночек!
Сегодняшняя подборка-пятерка бежит вслед за праздником и посвящена картинам, на которых изображен человек без пары или толпы. Он может быть спокойным или печальным, может находиться в гуще событий или на полной самоизоляции – но фокус внимания всегда направлен на него, одного-единственного. А иногда человека и вовсе нет...
А если вы устали от другого, более нашумевшего праздника, подборка как раз поможет немного отвлечься от суеты вместо с нашими умиротворенными героями.
Жан-Леон Жером «Диоген», 1860 год
Легенда гласит, что в преддверии осады Коринфа – города, где проживал великий философ – жители запаниковали и стали готовиться к вторжению македонской армии, кто как умел. Диоген не растерялся: он взял большой глиняный сосуд и начал катать его взад-вперед, а на недоумение горожан ответил «Хочу, чтобы все видели, что я тоже чем-то занят». Возможно, это был один из древнейших фактов ИБД, хотя вряд ли: данное явление, пожалуй, появилось одновременно с человечеством.
Это была не единственная эпатажная выходка философа: чего стоит только прогулка с зажженным фонарем средь бела дня. «Я ищу человека», – объяснил Диоген. В другой раз он воззвал на площади «Люди, люди», а собравшихся «угостил» ударами палки, приговаривая: «Я звал людей, а не вас, мерзавцев».
Образ философа множество раз воплощали в скульптурах и картинах. Предлагаем полюбоваться на работу французского живописца 19 века Жана-Леона Жерома. Его салонно-академический стиль долгое время критиковали авангардисты, называя китчевым, и художник получил признание как классик только в 1970-е годы.
Диоген изображен со своими легендарными атрибутами: фонарем и тесным глиняным жилищем, которое часто называют «бочкой». Рядом с мудрецом нет людей, а только городские собаки – уж они-то никогда не заслонят солнца!
Николай Константинович Рерих, «Одиночество», 1907 год
Говоря о Николае Рерихе, чаще всего вспоминают его горные пейзажи и восточные мотивы. Но ранние работы художника еще не наполнены отголосками Азии. Именно такой картиной является «Одиночество».
Николай Константинович был очень разноплановым человеком, художником и ученым. С 18 лет он проводит археологические раскопки и нашел множество древних артефактов на территории Смоленской, Тверской, Ярославской губерний, под Петербургом, Псковом и Новгородом. Уже к 1910 году он собрал коллекцию находок, в которой насчитывалось более 30 тысяч экспонатов.
Он был редактором печатных изданий, создавал эскизы для церковных росписей и мозаик, театральные декорации. Путешествовал в Индию, Францию, Швецию и многие другие страны, писал стихи, пьесы и очерки, даже проводил спиритические сеансы. По мнению некоторых исследователей, Николай Константинович отправился в Центрально-Азиатскую экспедицию, чтобы найти мифическую страну Шамбалу. Но другие версии не менее впечатляют: говорят, что Рерих планировал построить «Новую страну» – единую Азию, где буддизм будет сочетаться с коммунизмом, или что он был агентом Коминтерна и выполнял некое секретное задание.
В Индии любят творчество Рериха – он прожил там последние годы жизни и был погребен по местным обычаям. А мы сегодня полюбуемся на его раннюю работу – «Одиночество» и картину в более привычном стиле – «В гордом одиночестве».
Михаил Александрович Врубель «Демон сидящий», 1890 год
Многие картины Врубеля основаны на литературных произведениях. Например, «Царевна-лебедь» посвящена «Сказке о царе Салтане», «Пан» отсылает к древнегреческой мифологии… Не стала исключением и работа «Демон сидящий», которая является иллюстрацией к поэме М.Ю.Лермонтова «Демон».
Огромный дух на картине выглядит одиноким и задумчивым. Его окружают невиданные цветы и далекие горы. Несмотря на то, что могучая фигура демона явно мужская, в лице есть и женские черты – по замыслу художника, дух не должен однозначно относиться к какому-либо полу.
«Демон сидящий» – одна из серии работ, посвященных поэме Лермонтова, и самая известная из них. Кроме нескольких больших полотен, художник создал почти два десятка иллюстраций для книги, и за них Михаила Александровича резко критиковали. Когда было выпущено двухтомное издание сочинений Лермонтова с рисунками восемнадцати самых известных художников того времени, общественность посчитала иллюстрации Врубеля «нелепыми, уродливыми и карикатурными». Впрочем, спустя время работы все же оценили по достоинству, сказав, что они прекрасно передают лермонтовский дух – но на это потребовалось 20 лет.
Каспар Давид Фридрих, «Странник над морем тумана», 1818 год
Все картины немецкого живописца наполнены романтизмом и окутаны легким налетом мистики. Как правило, лица людей обращены вдаль – персонажи будто вместе со зрителем созерцают пейзаж.
Имя Каспара Давида Фридриха известно не всем, но этот художник – один из ярчайших представителей немецкого романтизма. Меланхолия, отрешенность, иногда даже безнадежность – такие чувства можно испытать, глядя на его таинственные пейзажи.
Так и с картиной «Странник над морем тумана». Художник изобразил самого себя стоящим на краю скалы, вглядывающимся в склоны отдаленных гор.
А чтобы еще больше усилить ощущение «маленького человека в бескрайних просторах», посмотрите еще на одну картину – «Монах у моря». Фигурка монаха не просто застыла в созерцании – она изображена настолько крохотной, что почти теряется на пустынном берегу.
Борис Михайлович Кустодиев «Купчиха за чаем», 1918 год
Чтобы не заканчивать чтение на печальной ноте, полюбуйтесь вот этим ярким полотном. Да, героиня здесь одна, но как по-другому воспринимается это одиночество! К тому же к ней ластится котик, а это, согласитесь, совсем другое дело.
Эта прекрасная женщина абсолютно довольна жизнью. В ее руке блюдце с ароматным чаем, стол полон вкусной еды, а вокруг светится летний день.
Удивительно, но картину положительно приняли критики – и это в революционной России, где купеческая праздность была свергнута за считанные дни. Глядя на яркие краски и безмятежный сюжет, не скажешь, что художник писал картину в сложный период болезни и больших денежных трудностей.
История сохранила имя натурщицы: это была баронесса Галина Адеркас, соседка Кустодиева по дому. Девушка была наследницей древнего дворянского рода, но после революции ее следы теряются: остались лишь мемуары, предположительно написанные ею, под названием «Цирк – это мой мир...» и сведения, что она какое-то время пела в составе хора и участвовала в озвучивании фильмов.
На момент написания картины Галина училась на первом курсе медицинского университета. По наброску видно, что она была еще совсем молодой – для итоговой картины художник «накинул» девушке возраста, а также сделал более аппетитными ее формы.
Понравилась подборка? У нас есть еще:
Авто-портреты – пять картин с нашими железными друзьями
Домашние и дикие, могучие и хрупкие – животные на шедеврах живописи
Подписывайтесь на канал, чтобы ловить подборки-пятерки от Отличницы!