Найти тему

Декаданс или психоделия: «Северный ветер» вышел из театра на большой экран

Есть спойлеры, без них нынче сложно

Каждый год в преддверии Дня святого Валентина на экраны стабильно выходит несколько кинокартин о любви. В этом году к ним присоединился новый фильм Ренаты Литвиновой «Северный ветер». По словам режиссёра (и актрисы, и сценариста) фильма, картина является своеобразным спин-оффом ее собственной театральной постановки, однако, даже не зная об этом, весь просмотр не отпускает чувство, что ты сидишь в театре, то есть атмосфера реальности рассказываемой истории всё время куда-то пропадает.

Кадр взят из открытых источников. К слову о театральности постановки, кто-нибудь на Новый год оставляет одну сторону стола совершенно без стульев?
Кадр взят из открытых источников. К слову о театральности постановки, кто-нибудь на Новый год оставляет одну сторону стола совершенно без стульев?

Есть, на наш взгляд, такие картины в киноиндустрии, на которые нет смысла писать рецензии (но мы все-таки попробуем), так как они создаются для очень узкого круга людей. Только эти люди могут понять и суть фильма (хоть и не всегда) и то, что режиссёр хотел сказать зрителю. «Северный ветер» - одна из таких картин. Для какого зрителя Литвинова снимает это кино? Ответ очевиден: только для тех, кто ее любит. Человеку, не являющемуся поклонником творчества данного автора, будет не столько не интересно само кино, сколько не понятна суть фильма. Даже несмотря на это, среди положительных рецензий на фильм довольно часто встречаются фразы «я ничего не поняла, но мне понравилось» или «смысла не понял, но красиво». Это должно о чем-то говорить. Если бы кинополотна Литвиновой были картинами в музее, то они относились бы к жанру современного искусства, которое, как мы знаем, понимают не все (если вообще понимают).

Скорее всего, в других городах России не было такой навязчивой рекламы фильма как в Москве. Здесь она была абсолютно везде: и в метро, и на улице, и в торговых центрах. Рано или поздно появляется желание посетить кинотеатр, просто из любопытства. Второе, это, разумеется, слоган фильма: «Когда царит великий матриархат…», вполне в духе новых западных ценностей, но довольно редкая тема в российском кино. В нашей киноиндустрии есть довольно хорошие кинокартины, но, чаще всего, они не столь распиарены на публике, так как риск неудачи сразу же повышается, а это плохо сказывается на и без того бедствующей репутации российского кино. Здесь же, по личным наблюдениям, рейтинг "Северного ветра" на Кинопоиске опускается каждую неделю на несколько десятых, и дело не в хейтерах российского кинотворчества.

Кадр взят из открытых источников. Вот так выглядел автор статьи после выхода из кинозала и еще сутки после
Кадр взят из открытых источников. Вот так выглядел автор статьи после выхода из кинозала и еще сутки после

Перейдем ближе к фильму. Кино повествует нам о вымышленном мире (время и место неизвестно), где есть влиятельный клан женщин, который правит на Северных полях. Когда власть должна была перейти к единственному сыну (Антон Шагин) главной героини Маргариты (Рената Литвинова), невеста героя неожиданно умирает, что приводит семью к постепенному вырождению как моральному, так и физическому. Как и в предыдущих фильмах Литвиновой здесь всего чрезмерно много: много Ренаты, много самолюбования, много эклектики, много алкоголя, курения, наркотиков, заигрывания со смертью и визуального отображения того, как режиссёр видит красоту (чего только стоит критика героиней Литвиновой своей племянницы на тему лишнего веса).

Оговоримся сразу, что героиня Литвиновой (как, скорее всего, и сама Рената) не вкладывает во фразу «великий матриархат» то благоговение, которые мы должны или хотели бы испытывать. На протяжении всей картины мы понимаем, что героиня всю свою жизнь ждет мужчину, который ей подарит любовь и избавит ее от тяжкого бремени матриархата, но этот загадочный человек все никак не появляется, и ни разрушенный изнутри сын, ни слабохарактерный внук не способствуют разрешению этого бремени.

Фото взято из открытых источников. То самое чувство, когда не все видели твои новые платья, и ради этого нужно снять новый фильм
Фото взято из открытых источников. То самое чувство, когда не все видели твои новые платья, и ради этого нужно снять новый фильм

Возможно, фильм был бы хорош, но помимо удачно подобранной музыки и красивого визуала страдают две самые важные детали картины: логичность и игра актеров.

Сначала о логике. Повествование в картине сумбурное, и, несмотря на то, что рассказ героини охватывает тридцать лет, мы не можем проследить эти переходы, потому что на экране так никто и не стареет (но на этот счет есть теория), переходы и повествование в фильме очень рваные и непоследовательные. В начале фильма героиня Литвиновой рассказывает, чем же окончился ее матриархат, когда наступила война, но, когда фильм подходит к концу, создается впечатление, что автор совсем забыла с чего начала, она и не закольцевала сюжет, и, кажется, вставила совсем другую трактовку того, с чего всё началось.

Автор не объяснила и в чем суть лунных часов (как солнечные, только сделанные из камня на земле), которыми владеет ее семья, лишь упомянула, что у ее семьи есть уникальная способность: у них есть 13 час или 25-й (возможно, по этой причине героини не стареют, но это только теория). С данными часами, связана легенда, что, встав на тринадцать, можно вернуться к любимому (что сделала одна из родственниц героини ранее), возможно, именно это и сделала Маргарита в конце фильма, но ввиду отсутствия логики и структурированности, а также большой недосказанности, это тоже остается только предположением.

Кадр взят из открытых источников. В этом фильме, кажется, стареет только герой Антона Шагина. Плюсик ему в карму за это
Кадр взят из открытых источников. В этом фильме, кажется, стареет только герой Антона Шагина. Плюсик ему в карму за это

Второе – это игра актеров. Сложно судить игру 19-летней дочери Литвиновой, так как та появлялась на экране не так много раз, равно как и Ходченкова, однако не заметить игру Литвиновой и Софьи Эрнст трудно. Что можно сказать о них, как об актрисах? Если актер хороший, то он может сыграть много разноплановых ролей, но, если актер плохой, он может сыграть только одного персонажа, которого он знает лучше всего - самого себя. Поэтому в своих фильмах Литвинова всегда играет только себя, она не показывает нам другой характер, другого человека (даже стиль и прически всегда одни и те же), она снимает себя, для себя, про себя. К этому самолюбованию можно привыкнуть к середине фильма, даже, если до этого не смотрели ни одного её фильма. Однако нельзя привыкнуть к сильному переигрыванию этой актрисы, где уровень игры схож с игрой начинающих актеров на курсах самодеятельности.

Кадр взят из открытых источников. Плюсик в карму также дизайнерам, в особенности, авторам этих эксцентричных платьев
Кадр взят из открытых источников. Плюсик в карму также дизайнерам, в особенности, авторам этих эксцентричных платьев

Что касается Софьи Эрнст, то ранее мы ее уже видели в одном фильме с Антоном Шагиным: «Союз спасения». Что там, что там Софья пытается играть милых, нежных любящих героинь, которым мы ни разу не верим на протяжении всего фильма. Однако в картине был интересный момент, когда Станиславский возможно бы призадумался, это моменты ссор между героинями Эрнст и Литвиновой, когда первая предстает перед нами в образе грубоватой стервы, которую сильно вывели из себя. Помните ту фразу выше о том, что плохой актер может хорошо играть только себя настоящего, вот, стоит задуматься.

Кадр взят из открытых источников. Сценарий настолько плох в плане диалогов, что их реалистичность выручает только актерская игра некоторых актёров (нет, не С. Эрнст).
Кадр взят из открытых источников. Сценарий настолько плох в плане диалогов, что их реалистичность выручает только актерская игра некоторых актёров (нет, не С. Эрнст).

Об игре остальных актеров также говорить очень сложно, ввиду того, что все экранное время занимала Рената. И как мы понимаем из начальных титров, Литвинову в принципе не очень заботит ее команда, так как их объявляют только после указания о том, кто шил платья для Ренаты Литвиновой (только для нее, да. Вы правильно поняли).

В заключении хотелось бы сказать, что если Вы не поклонник творчества Литвиновой, Вам, хоть и по вкусу фильмы о любви, над которой не властно время, но Вы желаете немного логики в сюжете, или Вы хотите снова поверить в российский кинематограф, то «Северный ветер» (даже несмотря на музыку Земфиры) – это не тот фильм, что Вам нужен.