«Самоучитель сценариста» – подпишитесь на авторский канал о драматургии, режиссуре и внутреннем гике (еще больше текстов в телеграм-канале).
Итак, пилот должен быть сфокусирован на протагонисте, его проблемах и желаниях, а финал серии должен остаться открытым.
Классическая структура пилота состоит из тизера и четырех актов.
Это классика эфирного телевидения, где акты отбиваются рекламными паузами. И хотя стриминговые платформы вещают без перерыва на рекламу, этой структуры все равно стоит придерживаться – просто не указывая в сценарии границы актов.
Каждый акт заканчивается клиффхэнгером.
ТИЗЕР
То, что мы показываем зрителю до титров. Как правило, в тизере либо экспонируется начало расследования (для процедуралов), либо заявляются мир и тональность истории (для ситкомов), и потребность героя.
ПЕРВЫЙ АКТ
Здесь задается проблема, герою бросается вызов, акт заканчивается задачей, которая стоит перед протагонистом. Часто под влиянием полнометражной драматургии, авторы уделяют слишком много времени атмосфере, миру сериала и предыстории героев, но чем быстрее удастся подойти к провоцирующему событию, тем лучше. Примерно к 15-18 минуте у зрителя должна возникнуть мысль: я думал, герой преуспеет, а ему что-то помешало. В конце акта герой отправляется на поиск своей цели.
ВТОРОЙ АКТ
Как правило, в этот момент на сцену выходит антагонист. Он должен быть таким же объемным и убедительным, как главный герой. У него есть свой мотив, его действия подчинены собственной логике. Нет ничего хуже «злого злодея».
ТРЕТИЙ АКТ
Происходит столкновение протагониста и антагониста. В нем также участвуют любые другие персонажи, имеющиеся у вас в наличии. Конец акта должен составить впечатление безвыходной ситуации: все пропало, цель недостижима, как бы хорошо все ни шло до этого момента. Шаблонный образ, иллюстрирующий финал третьего акта, это девушка, привязанная к рельсам на пути приближающегося поезда.
ЧЕТВЕРТЫЙ АКТ
В полнометражном сценарии мы бы привели историю к разрешению всех накопившихся обстоятельств, но для сериала требуется нечто совершенно иное. Да, герой отвязался от рельсов, но к моменту, когда акт подходит к концу, мы вводим еще один сюжетный элемент, который дает героям и зрителям новую информацию или даже двигает историю в новом неожиданном направлении.
ОСНОВНЫЕ ОШИБКИ ПИЛОТА
- Перенаселение персонажами: теряется фокус истории, ведь мы уделяем время каждому из героев.
- Недостаточно быстрый переход к экшну: ни одному зрителю не хватит терпения 10 минут любоваться атмосферой.
- Законченная история вместо открытого финала: концовка пилота должна задавать новые вопросы и требовать дальнейшего разрешения в следующих сериях.
Два примера хороших пилотов, соответствующих вышесказанному – «Остаться в живых» и «Оранжевый – новый черный».
В следующий раз речь пойдет о структуре библии сериала.
Подписывайтесь на канал, лайкайте, оставляйте комментарии!