В последнее время у всех на слуху тиктокеры. Даже люди преклонного возраста знают, что ТикТок — социальная сеть, где «тусуется» молодёжь. А ещё эта интернет-площадка пользуется дурной славой — якобы на ней чаще, чем на других ресурсах, выкладывают видео, демонстрирующие насилие. К тому же здешние «обитатели» склонны к совершению необдуманных поступков: антиправительственные митинги, на которые они выходят, не понимая, что делают, — яркое тому подтверждение. Так что же получается, ТикТок и подобные ему клоны несут угрозу нашему обществу? Всё не так однозначно. Мир Интернета гораздо глубже и сложнее, чем нам это представляется. Стоит углубиться в него, чтобы докопаться до сути.
Клиповое мышление
Я иронично отношусь к тем, кто вообще не смотрит телевизор, поскольку уверена, что нельзя найти истину лишь в интернет-пространстве, которое «дирижируется» прозападными холдингами и корпорациями, по определению не желающими России добра. И, конечно, когда слышу, что через социальные сети американские ставленники безнаказанно призывают молодёжь выходить на несанкционированные сходки, совершать провокации, первым делом хочу полностью перекрыть «кислород» этому злу. Равно как и когда вижу, что молодой человек ради хайпа бьёт девушку головой о стол, а другой выгоняет полуголую подружку на мороз и та погибает. Но юная поросль утверждает, что в глобальном виртуальном пространстве есть много светлого, разумного, доброго. И даже ТикТок, созданный продвинутыми китайцами (учредительная компания зарегистрирована в Сингапуре), используется российскими юношами и девушками в первую очередь для выкладывания/просмотра коротких роликов, многие из которых демонстрируют реальные таланты своих создателей, будь то искромётный юмор, эмоциональная песня или иные дарования.
Так что же такое ТикТок — зло или добро? Надо понимать, что во все времена, в любом сообществе существовало и то, и другое. Так было и так будет. Но именно ТикТок сегодня больше, чем другие социальные сети, предлагает моментально увидеть суть явления, независимо от того, доброе оно или злое. Возможно, благодаря коротким роликам тиктокеры завоёвывают всеобщее внимание, особенно детей и подростков, у которых чуть ли не с рождения формируется «клиповое мышление».
«В мощном потоке информации короткие месседжи, картинки, видео, голосовые сообщения воспринимать легче, как, впрочем, и забывать их. Нам приходится жить в пространстве постоянных вспышек событийности, которые надо уметь отфильтровывать и моментально извлекать суть. Ненужное выкидывать из памяти, нужное — запоминать», — отмечает доцент кафедры социологии философского факультета Таврической академии КФУ им. В. И. Вернадского Андрей Зоткин и приводит данные своего социологического исследования. — Среди опрошенной нами крымской молодёжи от 18 до 35 лет с лёгкостью смотрят видео продолжительностью 40 минут и больше только 34%, до 15 минут — уже 37,5%, то есть при увеличении времени просмотра наблюдается уменьшение количества желающих продолжать смотреть».
«Уже лет 15—20 мы говорим о перестройке познавательных процессов. Наше мышление всё больше стремится к «клиповости». Если раньше это понятие применяли исключительно в сфере психиатрии, ставя диагнозы, то сегодня такое мышление становится нормой, — развивает тему доктор психологических наук, первый проректор КИПУ Анжелика Лучинкина. — Прежде преподаватель требовал от учеников развёрнутого ответа, сейчас наблюдается иная тенденция: без лишних слов определить суть. И «учителем» здесь выступает общая направленность в Интернет-сети — задуманное автором выдать в кратчайшее время через мощный выплеск энергии и эмоциональную яркость (в этом случае будет больше просмотров, соответственно, больше «лайков». — Авт.). Как раз это и отражается в ТикТоке (потом на смену ему придёт что-то иное), где выкладываются сотни тысяч суперкоротких видео, в которых молодые люди стремятся отразить свой главный сразу считываемый посыл».
Именно поэтому ТикТок набирает обороты и по популярности уже обгоняет другие соцсети. Более того, психологи отмечают, из-за огромного количества информации, которую мы не успеваем «переварить», и для быстрого считывания сути слова заменяются символами (эмотиконами), то есть «смайликами», «лайками».
«Происходящее — не беда для общества, а вызов! Изменилось пространство, в котором мы существуем. Интернет наполняется смыслом и становится территорией жизни. В нём мало текста, много визуализации. Но не надо переживать, что дети якобы перестают читать. Нет, они читают, но, в отличие от людей старшего возраста, делают это по «золотому сечению», тому самому методу скоростного чтения, которому нам когда-то приходилось учиться. У нынешней молодёжи навык появляется ещё в детстве, с того момента, как в руках оказывается гаджет, «страницы» которого «переворачиваются» вверх-вниз, по диагонали с помощью пальца, за которым следят глаза», — рассказывает А. Лучинкина.
Когда не хватает эмоций в реальной жизни
Да, мы начинаем жить в мире больших скоростей. Из-за нехватки времени, обилия новостей, ухода в онлайн-общение у взрослых живых эмоций остаётся очень мало. Родители всё меньше разговаривают, играют с детьми, делятся переживаниями. А ведь у юных созданий запрос на проявление чувств не становится меньше, наоборот — зашкаливает, особенно у подростков, у которых гормональный фон готов вот-вот взорваться. Такое обилие эмоций надо выплёскивать. И если прежде выброс происходил в ограниченном пространстве, например, в худшем случае на улицах, в подворотнях, в лучшем на сценах школьных, клубных кружков, то сегодня — в Интернете, на виду у всех.
«Благодаря техническим возможностям современности мы видим не только сотни, тысячи умилительных роликов, но и не меньшее число весьма агрессивных, которые выкладывают в сеть наши дети. Возможно, во многих демонстрируется эпатаж как попытка достучаться до взрослых, ведь мы тоже, с головой погружаясь в виртуальный океан, теряем связь с реальностью. И тогда у подростков часть агрессии (кстати, заложенной природой в каждом человеке) спешит наружу, как морская пена на берег», — говорит психолог, подчёркивая, что светлая и тёмная стороны человеческой натуры как проявлялись прежде, так и будут проявляться, правда, теперь выливаясь в интернет-пространство.
Плохо это или хорошо, если учитывать, что мы живём не во времена Древней Греции, когда были популярны кровавые гладиаторские бои, и не в средневековой Европе, где под восторженные вопли толпы на кострах сжигали «ведьм», а в XXI веке, в котором приняты за норму совсем иные морально-нравственные устои? С одной стороны, можно облегчённо выдохнуть и сказать: лучше пусть в виртуальном мире «проливается кровь», чем в реальном. С другой, мы прекрасно понимаем, что оба пространства плавно перетекают друг в друга. И если «чернуха», насилие, унижения не будут пресекаться в каком-либо из этих пространств, то обязательно захлестнут и то, и другое. А закрыть, запретить социальные сети невозможно, так как они давно стали неотъемлемой частью глобального мира. Более того, запретный плод сладок. Поэтому перекрыть ресурс, которым пользуются миллионы, всё равно что самого себя покалечить.
«Как хирург скальпелем вырезает из организма злокачественную опухоль, так же осторожно и профессионально надо удалять всё негативное, что присутствует в Интернете, — считает А. Зоткин. — Уверяю вас, тех, кто воспринимает мир извращённо, действует, мягко говоря, странно — меньшинство, в том числе и в Сети. Наша молодёжь вполне способна создавать одобряемый обществом продукт. Делать это может в любой сфере, будь то образование, культура, развлечения и прочее».
Социолог убеждён, табуировать ничего нельзя, иначе новому поколению просто негде будет развиваться, демонстрировать свои таланты. А вот извращённые проявления должны пресекаться в корне, и этим должно озаботиться государство, что, собственно, оно уже и начало делать, приняв недавно ряд соответствующих законов.
«Но, помимо кнута, нужен пряник. Талант нуждается в помощи. Мы видим, что сегодня Интернет выступает главным промоутером — через него ребята достигают успеха. Но надо и государству создавать условия и продукты, благодаря которым они могли бы состояться в реальной жизни, желательно в родной стране», — высказывает пожелание А. Зоткин.
Чтобы не стать жертвой Интернета
По словам учёного, два пространства становятся неотъемлемыми частями друг друга. И в Интернете, к слову, уже наблюдается другой формат отношений, нежели был совсем недавно.
«Если раньше там можно было творить что угодно под вымышленным «ником», не боясь ответственности, то теперь на интернет-площадки переходят вполне реальные бизнес, соглашения, договоры. Большинство пользователей — не школьники, а платёжеспособные люди старше 25 лет. В виртуале зазорно не иметь имени или терять «лицо». Там формируется определённая этика общения. Молодёжь ориентирована на взаимную вежливость. Это подтверждают наши исследования», — отмечает А. Зоткин, добавляя, что сейчас в Интернете наблюдается новый формат структурирования социальных отношений — соответствующий запросу более цивилизованного общества.
Однако, по мнению А. Лучинкиной, молодёжь, взращённая иллюзорным миром Интернета, в большинстве своём наивна, что вызывает страх за её будущее.
«Нынешние дети — такие же романтики, какими были прошлые поколения. При этом они более доверчивы, нежели их предшественники, чему способствует волшебная картина мира, которую рисует Интернет. Впрочем, молодые люди не осознают этого, воспринимая два пространства не взаимовлияющими друг на друга и в каких-то моментах пересекающимися, а взаимозаменяющимися. И чаще интернетовской сказкой ребята хотят заменить серые будни. Наивностью пользуются те, кто на виртуальных ресурсах зарабатывает», — рассуждает первый проректор КИПУ.
И тут, по её мнению, нужно ставить заслон.
«Поэтому я поддерживаю вступивший с 1 февраля нынешнего года пакет законов, касающихся правовых аспектов в Интернете. Если это пространство становится частью нашей жизни, значит, в нём должны быть нормы и правила, которые устанавливает государство для всех граждан. И если насилие неприемлемо в реальности, значит, его не должно быть и в виртуале. Теперь, когда законодательно установлены наказания за призывы к насилию, подрывной деятельности, свержению государственного строя, охочие навредить нашей стране не смогут безнаказанно использовать в качестве плацдарма популярные у российской молодёжи соцсети. При лёгкости провокационных вбросов, расшатывающих убеждения, мощности информационных вихрей, способных если не убить личность, то свести её с ума, поставленный государством заслон — самый верный шаг», — уверена психолог.
«А параллельно нужно создавать свой конкурентоспособный контент, подпитывающий всё разумное, доброе, что интересует молодёжь. Тогда за её будущее можно будет не волноваться», — добавляет А. Зоткин.
Так что и ТикТок как уже неотъемлемая часть нашего быта должен находиться под постоянным присмотром профессиональных «хирургов», чтобы те при появлении инородного тела могли моментально его удалить, не допуская горьких последствий для всего «организма», коим является наше государство.
Источник: «Крымские известия»