Найти тему
Игорь Орлов

Какому понятию в науке соответствует понятие покаяния в христианстве?

Оглавление

В христианстве понятие «покаяние» по- гречески обозначается как «метанойя».

«Метанойя» означает изменение ума.

Начало покаяния – осознание своих духовных ошибок: грехов, страстей, лукавств перед Богом. Изменение ума с управляемого страстями на добродетельный, Богом первозданный.

Изменение ума имеет два смысла:

1. Изменение бытия человека, улучшение его жизни. Имеется в виду не материальная ее составляющая, а смысловая и благодатная. Изменение жизни на духовно осмысленную, плодотворную, созидательную, Богоугодную, праведную, благодатную.

2. Правильное самопознание человека

Авва Евагрий (Понтийский) говорит:

Авва Евагрий Понтийский (фото из открытых источников Яндекс Картинки)
Авва Евагрий Понтийский (фото из открытых источников Яндекс Картинки)

«Хочешь познать Бога? Познай прежде самого себя»
(Святые отцы добротолюбия, Авва Евагрий, М.2011. с. 213-214).

Не близка ли эта мысль и древнегреческому философу Сократу:

«Человек, познай себя самого»?

Авва Евагрий добавляет:

«Если хочешь узнать себя, кто ты, не смотри каким ты был (на свои поступки, прошлый опыт, обусловленность – прим. автора), но каким создан в начале (то есть Богом, Его замыслом)».

«Себя познавший знает и обо всем – что он Творение Божие» - замечает святой Антоний Великий (Азбука Спасения. Антоний Великий).

Преп. Антоний Великий (фото из открытых источников Яндекс Картинки)
Преп. Антоний Великий (фото из открытых источников Яндекс Картинки)

Человек, пытаясь понять себя правильно, по Богу, должен понять, не то, каким он был в прошлом, как себя проявлял в тех или иных состояниях. Потому что все эти состояния идут от влияния страстей, обусловлены ими. И потому, они все ошибочны. Он должен обнаружить в себе бесстрастную суть, цельность Божью, образ Бога. Понять себя в Боге, в свете Евангелий. Вот фундамент и суть.

Если человек начинает копаться в себе и выделять в себе добро и зло, сильное или слабое, то только больше в себе запутается.

Где критерии добра и зла? Силы и слабости? По отношению к чему добро и зло, сила и слабость?

Нет. Надо всё в себе посчитать худым. Всё!

Как говорит святитель Иоанн Златоуст:

Фото из открытых источников Яндекс Картинки
Фото из открытых источников Яндекс Картинки

"Немалая мудрость, когда можем сознавать, чего мы стоим. Тот наиболее знает самого себя, кто считает себя за ничто"

В этом и есть смысл Слов Христа:

«Кто потеряет душу свою во имя Меня – тот обретет ее»
(Евангелие от Матфея 16:26).

Не в прошлом страстном опыте ответ на вопрос – кто я, а в цельности самого я человеческого, как образа Божьего. Кто я, как образ Божий – вот где содержится ответ.

Схожую мысль высказывает и преп. Исаак Сирин Ниневийский. Говоря о духовном возрастании человека в ведении (от слова ведать – знать, сознавать), святой говорит, что вершиной ведения является самопознание человеком себя, как творения Божьего.

Преп. Исаак Сирин Ниневийский (фото из открытых источников Яндекс Картинки)
Преп. Исаак Сирин Ниневийский (фото из открытых источников Яндекс Картинки)

Святитель Феофан Затворник подчеркивает, что главным моментом в покаянии является осознание человеком своих грехов перед Богом, которые искажают его Божественную природу, для очищения себя и укрепление в Божьем.

Святитель Феофан Затворник (фото из открытых источников Яндекс Картинки)
Святитель Феофан Затворник (фото из открытых источников Яндекс Картинки)

Метанойя предполагает три совокупные вещи (сверху вниз) , о которых говорит святитель:

  • Сначала - изменение ума, осознание.
  • потом- изменение сердца, сокрушение, плач о грехах
  • в завершении - изменение действием, поступок (воздержание и милосердие).

Если сопоставить эти вещи с этапами умного делания (творения Иисусовой молитвы), то увидим схожесть. Сначала вовлекать ум в слова молитвы, потом открыть ее в сердце, потом пойдут ее плоды в делах и поступках

Человек прибегает к средству покаяния для того, чтобы познать себя, как творение Божье, и изменить, улучшить жизнь на более осмысленную.

В науке понятию «метанойя», как изменению ума, более всего соответствует понятие «сдвиг парадигмы» (paradigm shift ). Его предложил в 1962 году ученый, философ и историк науки Томас Кун, описав в своей книге «Структура научных революций».

Фото из открытых источников Яндекс Картинки
Фото из открытых источников Яндекс Картинки

Кун говорит о трех этапах цикла научного познания мира:

  • Нормальная наука – факты и открытия описываются в рамках существующей научной картины мира.
  • Кризис в науке – появление аномальных и необъяснимых фактов. Поиск альтернативных картин мира.
  • Научная революция: формирование новой парадигмы в которой объясняются аномальные, новые факты.

Сопоставим явления «метанойи» и «сдвига парадигмы».

  • Нормальная наука или текущая жизнь человека – человек живет по естеству, его жизнь вписывается в обыденный здравый смысл. Как все. Плыву.
  • Кризис или осознание – человек недоволен бессмысленностью, страстностью, серостью жизни. Обнаруживает в себе внутреннюю причину этого: грехи, страсти, лукавства. Образ Божий этим испачкан, искажен, затуманен. И желает измениться сам в сторону Бога, Его добродетелей и благодати.
  • Формирование новой парадигмы или плоды покаяния – человек, осознав и покаявшись, делает движения к последовательному изменению страстной жизни на добродетельную, не благодатной на благодатную, бессмысленной на осмысленную в Свете Бога.

Евангельские Слова Христа: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное». «Царство Небесное внутри вас». «Царство Небесное силой нудится».

Во всем этом процессе, как говорят святой Максим Исповедник, святой Исаак Сирин и другие святые, работают две силы: человеческая и Божья. Человек инициирует - Бог помогает.

Чтобы пришла благодать от Бога и человек стал жить по - Божьему, ему, как говорит преп. Исаак Сирин, преп. Макарий Великий и другие святые, надо прикладывать духовный труд. И в первую очередь это труд осознания совершаемых им грехов и страстей, покаяние в них и очищение.

В чем отличие «метанойи» и «сдвига парадигмы».

Метанойя, как изменение ума, имеет отношение к самопознанию человека в Свете Бога, последовательное очищение от всего того, что искажает в нем Образ Божий. Внутренняя реальность. Внутренний мир человека по образу и подобию Божьему.

Сдвиг парадигмы имеет отношение к познанию внешней реальности, макрокосмоса – окружающей среды, внешнего мира и природы и улучшению внешней жизни человека, условий, контента. Здесь изменение ума это – его расширение, понимание новых законов природы, открытие новых возможностей управления ей.

.

Понравилось – ставьте лайк, подписывайтесь на канал.

Читайте, пишите, подписывайтесь на канал.