В христианстве понятие «покаяние» по- гречески обозначается как «метанойя».
«Метанойя» означает изменение ума.
Начало покаяния – осознание своих духовных ошибок: грехов, страстей, лукавств перед Богом. Изменение ума с управляемого страстями на добродетельный, Богом первозданный.
Изменение ума имеет два смысла:
1. Изменение бытия человека, улучшение его жизни. Имеется в виду не материальная ее составляющая, а смысловая и благодатная. Изменение жизни на духовно осмысленную, плодотворную, созидательную, Богоугодную, праведную, благодатную.
2. Правильное самопознание человека
Авва Евагрий (Понтийский) говорит:
«Хочешь познать Бога? Познай прежде самого себя»
(Святые отцы добротолюбия, Авва Евагрий, М.2011. с. 213-214).
Не близка ли эта мысль и древнегреческому философу Сократу:
«Человек, познай себя самого»?
Авва Евагрий добавляет:
«Если хочешь узнать себя, кто ты, не смотри каким ты был (на свои поступки, прошлый опыт, обусловленность – прим. автора), но каким создан в начале (то есть Богом, Его замыслом)».
«Себя познавший знает и обо всем – что он Творение Божие» - замечает святой Антоний Великий (Азбука Спасения. Антоний Великий).
Человек, пытаясь понять себя правильно, по Богу, должен понять, не то, каким он был в прошлом, как себя проявлял в тех или иных состояниях. Потому что все эти состояния идут от влияния страстей, обусловлены ими. И потому, они все ошибочны. Он должен обнаружить в себе бесстрастную суть, цельность Божью, образ Бога. Понять себя в Боге, в свете Евангелий. Вот фундамент и суть.
Если человек начинает копаться в себе и выделять в себе добро и зло, сильное или слабое, то только больше в себе запутается.
Где критерии добра и зла? Силы и слабости? По отношению к чему добро и зло, сила и слабость?
Нет. Надо всё в себе посчитать худым. Всё!
Как говорит святитель Иоанн Златоуст:
"Немалая мудрость, когда можем сознавать, чего мы стоим. Тот наиболее знает самого себя, кто считает себя за ничто"
В этом и есть смысл Слов Христа:
«Кто потеряет душу свою во имя Меня – тот обретет ее»
(Евангелие от Матфея 16:26).
Не в прошлом страстном опыте ответ на вопрос – кто я, а в цельности самого я человеческого, как образа Божьего. Кто я, как образ Божий – вот где содержится ответ.
Схожую мысль высказывает и преп. Исаак Сирин Ниневийский. Говоря о духовном возрастании человека в ведении (от слова ведать – знать, сознавать), святой говорит, что вершиной ведения является самопознание человеком себя, как творения Божьего.
Святитель Феофан Затворник подчеркивает, что главным моментом в покаянии является осознание человеком своих грехов перед Богом, которые искажают его Божественную природу, для очищения себя и укрепление в Божьем.
Метанойя предполагает три совокупные вещи (сверху вниз) , о которых говорит святитель:
- Сначала - изменение ума, осознание.
- потом- изменение сердца, сокрушение, плач о грехах
- в завершении - изменение действием, поступок (воздержание и милосердие).
Если сопоставить эти вещи с этапами умного делания (творения Иисусовой молитвы), то увидим схожесть. Сначала вовлекать ум в слова молитвы, потом открыть ее в сердце, потом пойдут ее плоды в делах и поступках
Человек прибегает к средству покаяния для того, чтобы познать себя, как творение Божье, и изменить, улучшить жизнь на более осмысленную.
В науке понятию «метанойя», как изменению ума, более всего соответствует понятие «сдвиг парадигмы» (paradigm shift ). Его предложил в 1962 году ученый, философ и историк науки Томас Кун, описав в своей книге «Структура научных революций».
Кун говорит о трех этапах цикла научного познания мира:
- Нормальная наука – факты и открытия описываются в рамках существующей научной картины мира.
- Кризис в науке – появление аномальных и необъяснимых фактов. Поиск альтернативных картин мира.
- Научная революция: формирование новой парадигмы в которой объясняются аномальные, новые факты.
Сопоставим явления «метанойи» и «сдвига парадигмы».
- Нормальная наука или текущая жизнь человека – человек живет по естеству, его жизнь вписывается в обыденный здравый смысл. Как все. Плыву.
- Кризис или осознание – человек недоволен бессмысленностью, страстностью, серостью жизни. Обнаруживает в себе внутреннюю причину этого: грехи, страсти, лукавства. Образ Божий этим испачкан, искажен, затуманен. И желает измениться сам в сторону Бога, Его добродетелей и благодати.
- Формирование новой парадигмы или плоды покаяния – человек, осознав и покаявшись, делает движения к последовательному изменению страстной жизни на добродетельную, не благодатной на благодатную, бессмысленной на осмысленную в Свете Бога.
Евангельские Слова Христа: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное». «Царство Небесное внутри вас». «Царство Небесное силой нудится».
Во всем этом процессе, как говорят святой Максим Исповедник, святой Исаак Сирин и другие святые, работают две силы: человеческая и Божья. Человек инициирует - Бог помогает.
Чтобы пришла благодать от Бога и человек стал жить по - Божьему, ему, как говорит преп. Исаак Сирин, преп. Макарий Великий и другие святые, надо прикладывать духовный труд. И в первую очередь это труд осознания совершаемых им грехов и страстей, покаяние в них и очищение.
В чем отличие «метанойи» и «сдвига парадигмы».
Метанойя, как изменение ума, имеет отношение к самопознанию человека в Свете Бога, последовательное очищение от всего того, что искажает в нем Образ Божий. Внутренняя реальность. Внутренний мир человека по образу и подобию Божьему.
Сдвиг парадигмы имеет отношение к познанию внешней реальности, макрокосмоса – окружающей среды, внешнего мира и природы и улучшению внешней жизни человека, условий, контента. Здесь изменение ума это – его расширение, понимание новых законов природы, открытие новых возможностей управления ей.
.