Найти в Дзене

Как улучшить групповую работу в аудитории?

Оглавление

Автор статьи: Василий Вачикович Шахгулари - эксперт ЮНЕСКО, бизнес-тренер, практикующий психолог, кандидат педагогических наук.

В современном вузе студенты выполняют определенные задания в группах. Задачей может быть, например, подготовка документа или отчета, сбор и анализ данных, презентация с визуальными элементами или создание веб-сайта. Преподаватели хотят, чтобы группы выполняли качественную работу - лучше, чем то, что студенты могли бы делать индивидуально, - и они хотят, чтобы студенты научились продуктивно работать с другими. Иногда эти ожидания сбываются, но в большинстве случаев есть возможности для улучшения, а иногда и в значительной степени.

С этой целью ниже приводится набор предложений по улучшению групповой работы.

1. Подчеркните важность командной работы

Перед формированием групп и постановкой задачи преподаватели должны пояснить, почему это конкретное задание выполняется в группах. В данных опросов студенты по-прежнему регулярно сообщают, что преподаватели используют группы, поэтому им не нужно преподавать или у них есть столько работы для выставления оценок. Большинство из нас использует группы, потому что работодатели во многих областях хотят, чтобы сотрудники могли работать с теми, кого они не знают или могут не любить, которые придерживаются других взглядов и обладают другими навыками и способностями.

2. Обучайте навыкам работы в команде

Большинство студентов не любят групповую работу. Потому что эта форма работы требует умения и навыки взаимодействия с другими. Будь то раздаточные материалы, онлайн-ресурсы или обсуждения в аудитории, преподаватели должны говорить об обязанностях, которые члены несут перед группой (например, как иногда нужно отказаться от индивидуальных целей и приоритетов в пользу групповых целей) и о том, на что члены имеют право ожидания от своих групп. Студентам нужны идеи о конструктивном разрешении разногласий. Им нужен совет по тайм-менеджменту.

-2

3. Используйте упражнения по построению команды для создания сплоченных групп

Участникам групповой работы нужна возможность узнать друг друга, и их следует побуждать говорить о том, как они хотели бы работать вместе. Иногда обсуждение наихудшего группового опыта дает понять каждому, что есть поведения, которых следует избегать. За этим может последовать обсуждение того, что нужно отдельным членам группы для того, чтобы они работали наилучшим образом. Такие вещи, как выбор названия группы и создание логотипа, также помогают создать чувство идентичности для группы, что, в свою очередь, способствует формированию у группы приверженности своих членов для достижения успеха.

4. Серьезно подумайте о формировании группы

Большинство студентов предпочитают создавать свои собственные группы, и в некоторых исследованиях эти группы более продуктивны. Согласно другим исследованиям, обучающиеся этих групп «наслаждаются» опытом совместной работы, но не всегда успевают. В большинстве профессиональных ситуаций люди не выбирают партнеров по проекту. Если цель состоит в том, чтобы учащиеся научились работать с теми, кого они не знают, тогда преподавателю следует сформировать группы. Есть много способов формирования групп и множество критериев, которые можно использовать для создания групп. Группы должны формироваться таким образом, чтобы способствовать достижению учебных целей групповой деятельности.

-3

5. Сделайте рабочую нагрузку разумной, а цели - ясными

Да, бывает и такое, что задача может быть больше, чем может выполнить один человек. Но студенты, не имеющие большого опыта групповой работы, могут столкнуться с трудностями при выполнении больших и сложных задач. Какой бы ни была задача, цели и задачи преподавателя должны быть ясны. Студентам же не нужно тратить много времени, пытаясь понять, что они должны делать.

6. Подумайте о ролях для членов группы

Не во всей литературе рекомендуется распределять роли, хотя в некоторых это делается. Роли могут возникать сами по себе, когда участники видят, какие функции нужны группе, и переходят к выполнению этих ролей. Однако это не всегда происходит, когда студенты плохо знакомы с групповой работой. Преподаватель может выбрать необходимые роли и предложить их группе, а группа решает, кто что делает. Преподаватель может распределять роли, но должен понимать, что распределение ролей не гарантирует, что студенты возьмут на себя эти роли. Назначенные роли могут оставаться неизменными или меняться. Как бы они ни реализовывались, к ролям нужно относится более серьезно, когда группы должны сообщать, кто какую роль в группе выполнил.

-4

7. Выделите в аудитории время для встреч

Студентам очень трудно составлять расписание. Отчасти их нужно обучить работе в группах, важно научить приходить на собрания с повесткой дня (определенное ожидание того, что нужно сделать). Им также необходимо знать, что бОльшую часть работы можно выполнить за короткий период времени, если группа знает, что нужно делать дальше. Дистанционная работа также становится все более популярной, но возможность даже ненадолго собраться в аудитории дает группам возможность коснуться основ и подготовиться к следующим шагам.

8. Запрашивайте промежуточные отчеты и обратную связь с групповым процессом

Одной из первых задач группы должно быть создание графика - того, что они ожидают сделать и когда. Эта временная шкала должна служить ориентиром для запросов инструкторов на получение отчетов о проделанной работе от группы, и эти отчеты должны быть подтверждены доказательствами. Для группы недостаточно сказать, что она собирает ссылки. Список собранных ссылок должен быть предоставлен вместе с отчетом. Студенты должны сообщать индивидуально о том, насколько хорошо группа работает вместе, включая их вклад в работу группы. Спросите студентов, что еще они могли бы предложить, чтобы сделать работу группы еще более эффективной.

-5

9. Требовать от отдельных участников группы отслеживать свой вклад

Окончательный проект должен включать отчет от каждого участника, в котором указывается его вклад в проект. Если два участника сообщают о том, что они вносят один и тот же вклад, преподаватель обращается к студенту, у которого есть доказательства, подтверждающие то, что студент утверждает, что он сделал.

10. Включите коллегиальную оценку в процесс оценки

Формирующаяся коллегиальная оценка на раннем этапе процесса может помочь участникам исправить то, что группа может идентифицировать как проблемы, с которыми они сталкиваются на этом этапе.

Студенты, как и все мы, не рождаются с навыком отличной работы в группе. К счастью, это умение, которому можно научить и научиться. Педагогический дизайн и управление групповой работой над проектами могут многое сделать для того, чтобы уроки, усвоенные учащимися о работе с другими, были именно такими, которые пригодятся им в следующий раз, когда они будут работать в группах. Не так ли? Ждем ваших комментариев.