В условиях развития цифровой экономики антимонопольное законодательство стремится искать пути адаптации к современным реалиям, поскольку классические институты и инструменты конкурентного права теряют свою незыблемость при столкновении с цифровыми платформами.
В Российской Федерации законодательство об антимонопольном регулировании цифровой экономики имеет «молодую практику». Ее возникновение началось с заключения мирового соглашения между ФАС России и корпорацией Google в апреле 2017 года, которое, несомненно, повысило конкуренцию на рынке мобильных приложений и мобильного поиска.
- Основополагающим началом для приспособления антимонопольного органа к условиям цифровой экономики является нормативно - правовое закрепление понятия «цифровая экономика» и внесение изменений в федеральные законы (далее по тексту - ФЗ), которые регламентируют деятельность органов государственной власти.
К примеру, немаловажное значение при регулировании вышеуказанного института имеют: Указ Президента Российской Федерации от 09.05.2017 г. № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы», в котором формально дается определение «цифровой экономике», и проекты ФЗ «О внесении изменений в ФЗ «О защите конкуренции».
Также стоит выделить Приказ ФАС России от 18.03.2020 № 289/20 «Об утверждении Плана мероприятий по реализации Стратегии развития конкуренции и антимонопольного регулирования в Российской Федерации на период до 2030 года (I этап - 2020 - 2024 годы)» [1], где указаны меры и способы перехода к цифровой экономике.
Необходимо отметить, что процесс внедрения цифровых платформ и приспособления к цифровой экономике для антимонопольной службы является обоснованным и целесообразным и продолжает реализовываться по настоящее время.
- Значительным аспектом адаптации антимонопольного органа к реалиям цифровой экономики выступает практическое применение компьютерных технологий и вовлечение IT - специалистов в структуры антимонопольной службы. Это связано с тем, что сотрудники антимонопольного органа, юристы и экономисты, не обладают квалификацией и знаниями, которые необходимы для осуществления деятельности непосредственно в цифровом пространстве, что и создает институт недостаточности ресурсов.
Касательно сферы найма IT -специалистов, а также законодательной регламентации этого процесса, необходимо отметить, что и в данном случае существуют определенные проблемы: заключение отдельных договоров подряда для реализации того или иного проекта или создание соответствующих подразделений в антимонопольном органе.
В Англии, например, IT -специалисты, юристы и экономисты вместе функционируют в антимонопольном органе.
Заместителем руководителя ФАС России Цыгановым Андреем Геннадьевичем отмечено, что в случае возникновения сложностей в понимании сотрудниками антимонопольного органа программирования и криптологии, потребуется нанимать специалистов со стороны и образовывать у себя соответствующие подразделения. «Аутсорсинг подобного рода услуг сложен, но также возможен» - отметил он.
Таким образом, для того, чтобы преодолеть пути адаптации антимонопольного законодательства к условиям цифровой экономики, необходимо привлечь специалистов в антимонопольный орган.
- В настоящее время широкое распространение получило развитие использования при продаже товаров сервисов с цифровыми платформами. Один производитель пользуется вышеуказанным методом, другой пользователь применяет традиционные способы продажи товаров (например, реклама на телевидении и т.д.). Исходя из этого, и возникает «спрос», «потребность» на законодательство по антимонопольной регламентации общественных отношений, где требуются изменения традиционного понятия «товарного рынка» и подходов в регулировании рынков.
Кроме того, появляется необходимость в выработке и внедрении актуальных механизмов защиты от искажения конкурентной среды недобросовестными участниками рынка, которые применяют технологии последнего класса для совершения правонарушений.
Например, массовое использование получили, так называемые, цифровые картели, которые ввели в действие аукционных роботов и ботов с целью регулирования результата торгов и осуществления сговора на торгах.
Следовательно, антимонопольное законодательство требует изменений в сфере применения цифровых платформ и широкого внедрения соответствующих механизмов защиты.
Таким образом, пути адаптации антимонопольного законодательства к условиям цифровой экономики носят сложный и комплексный характер. Вопреки этому, способы и решения, применяемые для улучшения нормативно - правовой регламентации антимонопольной сферы, реализуют свою функцию, по моему мнению, умеренно и своевременно.
Буду благодарен за "палец вверх" и комментарии.
Не забудьте подписаться на канал.