Полина Пайлис
О предстоящем выступлении в Каунасе Сары Оснат hалеви и Моше Валина газета "די אידישע שטימע" [ди идише штиме, на идише: идишский голос ] сообщила 6 мая 1932 г.
[известная йеменская актриса и певица Сара Оснат hалеви [1] приезжает в Каунас ].
Читатели узнали, что известная певица и актриса совершает турне по Европе: большой успех ей сопутствовал в Румынии, где она пела и в Национальной опере, в Вене рецензенты писали восторженные статьи о её концертах, её пригласили петь и на радио. Сейчас она в Риге.
Объявление на идише о концерте 13 июля в «Летнем театре».
Открыв газету "די אידישע שטימע" [ди идише штиме ], её читателе уже за неделю до первого концерта в Каунасе С. О. hалеви и М. Валина должны были по задумке рекламодателей получить изрядную дозу адреналина: «Большая сенсация для Европы! Живой привет из Эрец-Исраэль! Единственный ориентальный концерт! Известная эрец-исраэльская артистка! » [Пропустить нельзя!] Эти дифирамбы дополнял текст на афише: «Оригинальная исполнительница ивритских, старых религиозных и народных йеменских, бедуинских, арабских, эрец-исраэльских танцев, детских песен. Все номера исполняются в соответствующих оригинальных костюмах. Участие принимает и знаменитый палестинский актер М. Валин ». [Он был родом из городка Укмерге, это недалеко от столицы. Навестил ли он свой родной штетл?].
Премьерный концерт состоялся 13 июня в «Летнем театре» в Городском саду. В теплое время года там проходили празднества, концерты, показы фильмов, танцевальные вечера. Как правило, цены билетов на концерты в «Летнем театре» (на этот раз 1 Lt 50 ct — 5 Lt) были намного ниже, чем, например, в Государственном театре. Для многих это было немаловажно.
Эстрада «Летнего театра».
Задолго до первого концерта прочесть о впервые приехавшей в Литву артистке можно было в газете"די אידישע שטימע" [ди идише штиме ], в посвящённой ей небольшой статье и с её фотографией «Сара Оснат hалеви в Литве»: «Только что эта экзотичная артистка выступила в Румынии, Эстонии и Риге. Восточные настроения передаёт в песнях и танцах путём стилизации, пропустив через художественную призму, очистив и кристаллизовав продуманным жестом и движением. Сара Оснат hалеви является нежным театральным цветком ».
Во второй статье «Йеменская артистка Сара Оснат hалеви» автор подробно описал не усыпанный розами путь к успеху девятнадцатилетней исполнительницы. «Она родилась в Сане – столице Йемена. Едва ей исполнилось два гола родители решили уехать в Эрец-Исраэль. В дороге случилось несчастье – отца убили бедуины. Мать с крошкой Сарой всё же продолжила путь, но девочка вскоре потеряла и мать. Попала в сиротский дом. Повзрослев, она покидает его и приезжает в Тель-Авив. Не имея здесь ни друзей, ни знакомых, она обращается к своим землякам йеменитам, они ей помогли – устроили в швейную мастерскую, считая, что теперь девушка в жизни не пропадёт. Но Сара Оснат не может с этим смириться, так как стремится к большему. Она обращается к музыкальному руководителю «hабимы» Цви Компанеецу с просьбой помочь ей получить музыкальное образование. И он начал заниматься с юной йеменкой. В Тель-Авиве открывается небольшой художественный театр, где Сару Оснат вскоре стали занимать в главных ролях. Первое выступление в этом театре едва достигшей 18-летия артистки произвело фурор ».
Первое выступление в столице Литвы вызвало большой интерес и прошло с большим успехом.
14 июня в школе"תארבות" [тарбут ]состоялся концерт для детей. Хозяева и гости — учащиеся идишской народной школы – заполнили зал до отказа. Программа выступления включала йеменские, арабские, детские песни. Все с большим восторгом принимали солистку и не хотели её отпускать. Особенно понравились, конечно, детские песни, их ученики пели их вместе с гостьей. А в конце все станцевали вокруг неё «hору» [2].
20 июня те каунасцы, которые не были на премьере ориентального концерта, могли наверстать упущенное, придя на выступление С. О. hалеви и М. Валина в кинотеатре „Odeon“.
К/т „Odeon“ с залом на 490 зрителей.
Дирекция «Летнего театра» решила предоставить возможность ещё большему количеству меломанов увидеть и услышать актрису, певицу, танцовщицу С. О. hалеви и её партнёра М. Валина. Концерт состоялся 27 июня, цены на билеты были снижены, самые дешёвые стоили теперь 1 Lt.
Объявление на идише о концерте в «Летнем театре».
Объявление о концерте 27 июня было и в газете „Dienos naujienos“ [денос науенос, лит. яз.: новости дня]. Встретить на страницах литовских газет афишу концерта, не обладающего мировым именем гастролёра, — явление не частое.
А газета "די אידישע שטימע" [ди идише штиме ] напечатала и 28 июня , что 27 – го, то есть вчера, концерт С. О. hалеви и М. Валина.
18 июня С. О. hалеви и М. Валин порадовали своим выступлением мариямпольцев – ивритскими, йеменскими, арабскими, эрец-исраэльскими песнями и танцами. С этой же программой артистический пара выступила 30 июня в Шяуляй и 2 июля в Панявежисе.
Афиша на идише о выступлении в Мариямполе.
Афиша на идише о выступлении в Шяуляй и Панявежисе.
Через два месяца, в начале сентября, каунасцев приглашали в „Liaudies namai“ [ляудес намай, лит. яз.: народный дом ]
„Liaudies namai“ .
на три заключительных концерта С. О. hалеви с новой избранной программой.
Но если они заключительные, то значит она всё это время была в Литве? Может всё это время были гастроли в штетлах? Но в прессе никакой информации не было. Или выступала в других странах? Или провела эти месяцы с мужем на его родине? И почему он не участвует в заключительных концертах?
На дневной концерт 9 сентября, в субботу, каждый зритель мог на свой билет привести одного ребёнка до 10 лет.
Афиша на идише о концертах 9 сентября днём и вечером и на следующий день.
Фотография Сары Оснат hалеви в "די אידישע שטימע" [ди идише штиме ] 7 июня 1932 г.
Примечания:
[1] Sarah Osnalh‐Halevy, an actress, singer, dancer and mime. who gave one‐woman shows here and abroad featuring songs and dances of the Near East, died Sunday of cancerin Roosevelt Hospital. She was 62 years old and lived here.
Miss Osnath‐Halevy, who performed and interpreted Hebrew Yemenite, Persian, Arabic, Sephardic, Russian and Yiddish songs and dances, was first brought to this country for a concert tour by the late Sol Hurok in the mid‐nineteen‐thirties.
She had the role of Rachel in Max Reinhardt's Broadway production of “The Eternal Road.” Her retired years were spent on the administrative staff of Art D'Lugoff at the Village Gate.
[2] «hора» https://eleven.co.il/jewish-art/music/14547/