Зимой снег можно достать практически где угодно. Если, конечно, зима не слишком тёплая, что случается иногда. Однако в кино чаще используют снег искусственный, даже зимой. Особенно зимой. В этом вся прелесть.
Для чего же нужен искусственный снег, если вокруг сколько угодно настоящего ?
Всё дело в том, что съемки на натуре (то есть вне помещения) сопряжены с определёнными трудностями. Нужно перевозить аппаратуру, искать место для размещения оборудования, людей, техники. И всё бы ничего, если вы один, или с вами небольшая команда - оператор, пара актёров. Если же у вас пятнадцать человек (или, скажем, пятьдесят), то такие выезды превращаются в весьма трудозатратные, и очень дорогие, экспедиции.
А погода - вещь крайне непостоянная. Снегопад, который обычно используется для съемок в чисто художественных целях (зритель "прилипает" к падающим снежинкам), тоже непостоянный.
Он может резко прекратиться. Или, что более вероятно (и более неприятно) резко усилиться. Тогда под угрозу будут поставлены не только съемки, но и сохранность оборудования. Более того, снежинки, летящие на объектив камеры, могут сильно испортить кадр. Хотя, иногда бывает и наоборот. Разберём финальную сцену из фильма, который вы наверняка смотрели хоть один раз.
Вот, скажем, вполне реальный снег падает из пятна света горящего фонаря:
Великолепные блики дает советская кинокамера, прямо художественные. На самом деле это искажения от тающих на объективе снежинок. В этом фильме - очень красиво. В другом - они могут мешать. В кадре появляется главный герой:
Как видите, снегопад идёт только посередине картинного поля кадра. По бокам, и на самой аллее, никакого падающего снега нет. А вот идёт злодей с ножиком:
На его шляпе и пальто снежная навись. Но падающего снега на этот раз вообще нигде нет, и по центру кадра тоже.
Главный герой поднимается, чтобы прикурить сигарету. Снова нет снега:
И уходит под песню "Группа крови". Видим, что снегопад шёл совсем недавно (следы все засыпаны). Но закончился, скорее всего, во время съёмок. Предполагаю, что, когда герой Цоя появляется в кадре, снег уже "подсыпали". Но это не точно.
Реальный снегопад всегда идёт по всей ширине (и глубине) картинного поля, и выбирать, где сыпать, а где нет, никак нельзя:
Ещё одно неудобство, которое не так просто преодолеть: зритель, при желании, может заметить, что "снегопад" идёт не везде, а только перед камерой. Но тут уж выбирать или - или. Большинство зрителей не задумывается о таких вещах. Чем интереснее действие, чем зрелищнее панорамы, тем меньше зритель будет анализировать какие-то технические детали.
Поэтому "натуральный снег" есть смысл использовать тогда, когда съемочная группа находится в готовности у объекта съемки, или недалеко от него. Снять короткую сцену, поймав снегопад нужной мощности, вполне реально.
В остальных же случаях снег часто рисуют в видеоредакторе, дополняя реальным материалом, а также его имитациями. Вопреки мнению многих, собственно искусственный снег, как предмет реквизита, используют достаточно редко.
Он дорог, неудобен в эксплуатации и перевозке, и применяется чаще для декора. Ну а в масштабных сценах, где участвует множество актёров, задействование естественной вьюги или бурана не только очень дорого, но и довольно опасно.
Таким образом, искусственный снег в кино используют потому, что в ряде случаев он удобнее настоящего. Простой, управляемый, делает, что прикажут. Да и, в общем-то, так много чего используют. И не только в кино.
Автор: Антон Владимиров [Подписаться на канал]