Найти тему
Антон Владимиров

Искусственный снег в кино, и всё о нём

Зимой снег можно достать практически где угодно. Если, конечно, зима не слишком тёплая, что случается иногда. Однако в кино чаще используют снег искусственный, даже зимой. Особенно зимой. В этом вся прелесть.

Настоящий снегопад в кадре. Фото автора.
Настоящий снегопад в кадре. Фото автора.

Для чего же нужен искусственный снег, если вокруг сколько угодно настоящего ?

Всё дело в том, что съемки на натуре (то есть вне помещения) сопряжены с определёнными трудностями. Нужно перевозить аппаратуру, искать место для размещения оборудования, людей, техники. И всё бы ничего, если вы один, или с вами небольшая команда - оператор, пара актёров. Если же у вас пятнадцать человек (или, скажем, пятьдесят), то такие выезды превращаются в весьма трудозатратные, и очень дорогие, экспедиции.

А погода - вещь крайне непостоянная. Снегопад, который обычно используется для съемок в чисто художественных целях (зритель "прилипает" к падающим снежинкам), тоже непостоянный.

Искусственный снег в фильме "Интуиция". MIRAMAX, 2001.
Искусственный снег в фильме "Интуиция". MIRAMAX, 2001.

Он может резко прекратиться. Или, что более вероятно (и более неприятно) резко усилиться. Тогда под угрозу будут поставлены не только съемки, но и сохранность оборудования. Более того, снежинки, летящие на объектив камеры, могут сильно испортить кадр. Хотя, иногда бывает и наоборот. Разберём финальную сцену из фильма, который вы наверняка смотрели хоть один раз.

Вот, скажем, вполне реальный снег падает из пятна света горящего фонаря:

Блики на объективе камеры от падающих снежинок.
Блики на объективе камеры от падающих снежинок.

Великолепные блики дает советская кинокамера, прямо художественные. На самом деле это искажения от тающих на объективе снежинок. В этом фильме - очень красиво. В другом - они могут мешать. В кадре появляется главный герой:

-4

Как видите, снегопад идёт только посередине картинного поля кадра. По бокам, и на самой аллее, никакого падающего снега нет. А вот идёт злодей с ножиком:

-5

На его шляпе и пальто снежная навись. Но падающего снега на этот раз вообще нигде нет, и по центру кадра тоже.

Главный герой поднимается, чтобы прикурить сигарету. Снова нет снега:

-6

И уходит под песню "Группа крови". Видим, что снегопад шёл совсем недавно (следы все засыпаны). Но закончился, скорее всего, во время съёмок. Предполагаю, что, когда герой Цоя появляется в кадре, снег уже "подсыпали". Но это не точно.

-7

Реальный снегопад всегда идёт по всей ширине (и глубине) картинного поля, и выбирать, где сыпать, а где нет, никак нельзя:

-8

Ещё одно неудобство, которое не так просто преодолеть: зритель, при желании, может заметить, что "снегопад" идёт не везде, а только перед камерой. Но тут уж выбирать или - или. Большинство зрителей не задумывается о таких вещах. Чем интереснее действие, чем зрелищнее панорамы, тем меньше зритель будет анализировать какие-то технические детали.

Поэтому "натуральный снег" есть смысл использовать тогда, когда съемочная группа находится в готовности у объекта съемки, или недалеко от него. Снять короткую сцену, поймав снегопад нужной мощности, вполне реально.

В остальных же случаях снег часто рисуют в видеоредакторе, дополняя реальным материалом, а также его имитациями. Вопреки мнению многих, собственно искусственный снег, как предмет реквизита, используют достаточно редко.

Искусственный снег в пакетике. Магазин "Леонардо".
Искусственный снег в пакетике. Магазин "Леонардо".

Он дорог, неудобен в эксплуатации и перевозке, и применяется чаще для декора. Ну а в масштабных сценах, где участвует множество актёров, задействование естественной вьюги или бурана не только очень дорого, но и довольно опасно.

"Братство Кольца". New Line Cinema, 2001. Снег дорисован в редакторе.
"Братство Кольца". New Line Cinema, 2001. Снег дорисован в редакторе.
"Ирония судьбы", Мосфильм, 1979. Вместо снега использован пенопласт.
"Ирония судьбы", Мосфильм, 1979. Вместо снега использован пенопласт.

Таким образом, искусственный снег в кино используют потому, что в ряде случаев он удобнее настоящего. Простой, управляемый, делает, что прикажут. Да и, в общем-то, так много чего используют. И не только в кино.

Автор: Антон Владимиров [Подписаться на канал]