Найти в Дзене
За рулем

Каким должен быть современный автомобиль: взгляд из 1928-го

Мы пролистали архив «За рулем» и нашли интересную статью про «естественный отбор» в автомобилестроении.

Общая схема современного автомобиля, вырабатывавшаяся в течение приблизительно тридцати лет, в основных своих чертах может быть признана установившейся; в то же время конструкции и типы отдельных механизмов, составляющих автомобиль, непрерывно видоизменяются; происходит, так сказать, их естественный отбор, — отмечает автор. — Более жизненные, более подходящие к условиям работы остаются и совершенствуются, а не оправдавшие себя конструкции быстро исчезают из автомобильной практики.

Автомобиль, победивший на первых гонках в Америке в 1895 г., показав скорость 24 км. в час. Задние колеса приводятся в действие цепью
Автомобиль, победивший на первых гонках в Америке в 1895 г., показав скорость 24 км. в час. Задние колеса приводятся в действие цепью

Ярким примером может служить полное исчезновение цепной передачи не только у легковых автомобилей, но и у грузовых машин до 5 тонн всех последних выпусков. Между тем, на заре развития автомобилизма почти исключительное применение находила цепная передача.

Мы видим неуклонный рост числа мощных автомобилей в Соещиненных Штатах; если в 1926 году было выпущено лишь 26% моделей, снабженных двигателями мощностью свыше 70 тормозных лошадиных сил, то в 1928 году число таких моделей возрастает до 51%, т. е. более половины всех моделей этого года снабжены по существу особо мощными моторами.

Число моделей с маломощными (по американским понятиям) двигателями, т.е. от 20 до 35 л. с, за тот же промежуток времени уменьшилось с 8 до 3%. Характерно, что двигатели мощностью меньше 20 л. с. на американских автомобилях последних выпусков вообще не ставятся.

Неуклонное повышение мощности автомобилей объясняется, главным образом, требованиями американского рынка на быстроходный автомобиль, годный для длительных загородных поездок.

Одновременно с этим увеличиваются требования, предъявляемые к автомобилю в отношении его комфортабельности. Это сказалось на увеличении числа цилиндров в одном двигателе, так как с увеличением числа цилиндров бесшумность и плавность хода двигателя увеличиваются.

За последние 15 лет мы имеем систематическое падение числа четырехцилиндровых двигателей за счет увеличения числа шестицилиндровых двигателей, а в последние три года— и за счет восьмицилиндровых. Двенадцатицилиндровые двигатели, строившиеся некоторое время в незначительном количестве, с 1923 года в Америке строиться перестали; это объясняется рядом конструктивных затруднений, связанных с их производством и установкой. Изменение отдельных деталей, для улучшения всей конструкции двигателя, видно из процесса быстрого распространения алюминиевых поршней: против 26,7% и 24% соответственно в 1925 и 1926 г. мы имеем 33,3% и 56,6% в 1927 и 1928 году.

Конструкция автомобиля 20 лет назад. Автомобиль служил для спорта и прогулок состоятельных людей
Конструкция автомобиля 20 лет назад. Автомобиль служил для спорта и прогулок состоятельных людей

В механизмах сцепления можно констатировать неуклонный рост числа однодисковых сцеплений, занявших в настоящее время господствующее положение. Из оставшегося к 1928 году незначительного количества многодисковых сцеплений —18%, все работают сухими дисками. Масляного сцепления не имеется ни одного. Конусных сцеплений американские конструкторы вообще не признают. Сохранившийся один процент конусных цеплений объясняется наличием в Америке отделения знаменитой английской фирмы Рольс-Ройс, выпускающей автомобили, снабженные этим сцеплением.

Для коробки скоростей за последнее время наиболее общей характеристикой может служить расположение коробки (в блоке с двигателем или отдельно на раме) и число скоростей. Выявившийся тип коробки имеет три скорости и расположен вместе с двигателем.

В отношения типа передачи в заднем мосту можно указать на почти исключительное применение конической передачи. Червячная передача применяется лишь в единичных моделях американских легковых автомобилей.

Наконец, характерным для современных конструкций является наличие тормозов на всех четырех колесах. Это обеспечивает более надежное торможение и уменьшает возможность заноса при торможении. 97% всех моделей в 1928 г. имеют именно такие тормоза, против 1,3% в 1923 г., 11,8% в 1924, 44.3% в 1925, 63,2% в 1926 и 86% в 1927 г.

Анализируя спецификации американских автомобилей, можно установить весьма характерную именно для этой страны черту: чрезвычайно резко проведенную дифференциацию производства автомобиля. Она выражается в том, что большинство отдельных деталей и механизмов производится на специальных заводах, а на собственно автомобильных заводах осуществляется, по преимуществу, лишь сборка на раме отдельных механизмов.

Такая дифференциация позволяет каждому заводу, выпускающему определенный механизм, довести рационализацию и стандартизацию производства до совершенства.

Подпись к фото: Спортивный двухместный автомобиль конструкции 1900 г.
Подпись к фото: Спортивный двухместный автомобиль конструкции 1900 г.

Удельный вес отдельных механизмов и деталей собственного производства на заводах, выпускающих готовые автомобили, падает; так что более половины всех моделей снабжены большинством механизмов чужого производства. При колоссальном развитии автомобилизма в Америке население предъявляет к автомобилю все большие требования в смысле удобства пользования.

Суровая зима в значительной части Америки вызывает широкое распространение закрытых кузовов (в 1926 г. — 3 млн авто были снабжены закрытыми кузовами и около 1 млн — открытыми).
Спортивный двухместный автомобиль конструкции 1905 г.
Спортивный двухместный автомобиль конструкции 1905 г.
Спортивный двухместный автомобиль конструкции 1928 г.
Спортивный двухместный автомобиль конструкции 1928 г.
Основной спрос имеется на наиболее дешевые машины — до 1000 долларов. Некоторый спрос имеют машины средней стоимости — от 1000 до 2000 долларов, и ничтожный в процентном отношении имеется спрос на дорогие машины — свыше 2000 долларов.

Таким образом в общих чертах наиболее важные признаки современного автомобиля последней конструкции можно определись так: мощный 6- или 8-цилиндровый мотор, снабженный алюминиевыми поршнями однодисковое сцепление трехскоростная коробка, выполненная в блок с мотором закрытый кузов низкая цена.

Автор: инж. Г. 3.

Понравилась публикация? Ставьте лайк и делитесь ею с друзьями
в социальных сетях!

Материалы по теме:

Так ли сильно изменился автомобиль за 130 лет?
Ближе к народу: как автомобиль стал массовым