Медаль из танка, из танковой стали, брони. Можно ли изготовить медаль из танка? Легенда? Попробуем разобраться, что правда, а что преувеличение.
Россика или советика в коллекционировании, несмотря на расплывчатость данного понятия, где каждый выбирает для себя границы темы, достаточно популярное направление.
Интересным ответвлением россики-советики в фалеристике является коллекционирование наград, связанных с военными конфликтами с участием нашей страны. Это те предметы, которые можно назвать «вражьими наградами». Зато если такие предметы попадают в собрания наших коллекционеров, они меняют свой символический статус. Теперь на планшетах отечественных исследователей они – «трофейные».
И если иностранные награды за прямое военное противостояние – Отечественную войну 1812 года, Крымскую войну 1853–1856, Русско-японскую войну 1904–1905, Первую мировую войну, интервенцию, бои у озера Хасан и реки Халхин-Гол, Финскую войну, Великую Отечественную войну и др. – более-менее понятны, была война, были противоборствующие стороны и у каждой имелись ордена и медали, то есть вопросы и не столь очевидные.
Ведь было и немало непрямых горячих конфликтов в Холодной войне СССР и США. И, соответственно, были и свои награды, которые, как и другой военный антиквариат, интересуют коллекционеров.
Отношения со странами третьего мира в период раннего «развитого социализма» в СССР определялись его стремлением приобрести новых союзников, наладить взаимовыгодное сотрудничество с ними. Советский Союз выступил на стороне Египта и Сирии в «шестидневной войне» с Израилем в июне 1967 года, способствовал погашению очередной военной вспышки на Ближнем Востоке осенью 1973 года, поддерживал Индию в её конфликте с Пакистаном в середине 1960-х годов и в 1971-м. В отношении с развивающимися странами приоритет отдавался странам «социалистической» ориентации (Кампучия, Лаос, Сомали, Ангола, Мозамбик, Никарагуа). Они получали экономическую и военную помощь, исчисляемую порой миллиардами долларов. Военно-блоковая логика во внешней политике приводила к установлению союзнических отношений с режимами диктаторского типа (Ирак, Сирия, Ливия, Эфиопия). Точно такую же политику вели США, поддерживающие крайне реакционные режимы антикоммунистической и антисоветской ориентации.
Александр Иванович Вдовин, доктор исторических наук
СССР. История великой державы (1922–1991 гг.)
М.: РГ-Пресс, 2018. С. 616.
(ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ В ЖУРНАЛЕ SAMMLUNG/КОЛЛЕКЦИЯ)