Стоит у пивной грустный мужик. Подходит к нему второй и участливо спрашивает:
- Что, денег нет?
- Да нет, - говорит второй, - есть деньги.
- А-а-а! - говорит второй. - Выпить не с кем?
Да нет, - отвечает первый, - есть с кем.
- А чего ж ты не пьешь-то? - удивляется второй.
- Не хочется... - грустно отвечает первый.
(старый советский анекдот)
У писателей частенько бывает так, что вроде и идея голову пришла, и время есть, и фабула отличная придумана... А вот не пишется. Ну никак. Все грустно и уныло и даже кажется напрасным. Мозги как будто заморожены. Сидишь и думаешь - Да что это такое я вообще написал? Да куда это вообще годится? Я - бездарь, я бездарь, господа! Все, жгу все рукописи и ухожу в монастырь...
На самом деле творческий кризис у творческого человека дело совершенно обычное и я даже сказала бы - нормальное. Невозможно творить без перерыва. Творчество это мыслительный процесс, работа мозга. Как всякий другой орган мозг тоже устает от напряжения и может попроситься в отпуск. Это нормально.
Ненормально, когда отпуск не заканчивается и переходит перманентное состояние. Ничего не пишется месяцами, все заброшено, на все забито. И вот тут, когда вы полгода не можете ничего написать, а писать хочется, уже стоит заняться поисками вдохновения.
Очень часто продуктивно писать автору мешает банальная лень. Такой автор, садясь за клавиатуру, постоянно прокрастинирует и ищет, на что отвлечься: и кофейку хлебнет, и в ВК заглянет, десяток-другой картинок пролистает, пяток видосиков посмотрит, кошечку погладит, еще кофейку хлебнет, а там и обед, а после обеда - дело святое - вздремнуть пару часиков... И в итоге, просидев за компьютером пять-шесть часов, человек не производит ни строчки. И чтобы заставить мозг такого человека работать, приходится устраивать настоящие танцы с бубном.
Ну так вот, не знаю, кто это сказал, вроде как писательница Кейт Санборн, о слова очень верные: гений это 1 процент вдохновения и 99 процентов пота. Не позволяй душе лениться, короче, как бы там не говорили, что прокрастинация для творческого человека норма и очень даже полезна, типа все гении были страшными прокрастинаторами. Да не правда это. Свою музу необходимо подгонять, причем иногда весьма конкретно.
Как же это сделать?
Единого рецепта нет, у каждого автора свой метод. Единственное, от чего хочу вас предостеречь - от писания через силу. Такая рекомендация частенько встречается в статьях, посвященных поиску вдохновения. Дело в том, что когда вы пишете через силу, текст получается вымученный, без огонька и это обязательно отразится на его качестве - если в текст не вложены ваши внутренние переживания, эмоции, он будет сухим и безжизненным, читатели не будут его читать.
Из полезных советов я отметила бы вот эти:
Больше читайте. Те, кто много читают, пишут легче и лучше. Особенно это касается классических произведений. Перенимайте чужой опыт, впитывайте слог и стиль. Это сформирует ваш собственный стиль, позволит расширить ваш словарный запас, позволит отточить владение словом.
Тренируйтесь в дедлайнах. Как ни странно, дедлайны резко повышают работоспособность. Я поняла это еще в те времена, когда вела персональную колонку на одном женском портале. Вот когда время в запасе есть - ну и ладно, ну и хорошо, еще успею - неделя в запасе. Но когда тебе редактор спускает тему и просит к завтрашнему утру наваять текстик, вот тут мысли начинают нестись со скоростью молнии. Благодаря давлению вы усвоите, что вы в состоянии написать текст вовремя, если сосредоточитесь. Начинающему писателю в этом плане очень помогает публикация произведения по главам - читатели ждут, промедлишь - растеряешь аудиторию, тут хочешь-не хочешь, а надо писать. Эти мысли очень хорошо подстегивают коняку.
Заимствуйте. Часто бывает так, что в чьем-то чужом рассказе или романе ты встречаешь какой-то сюжетный ход, выражение, стиль изложения. Попробуйте применять их в собственных текстах, чуть изменив и переработав, подстроив под собственный сюжет.
Записывайте. Все, что вы увидели, подслушали, придумали интересного, оформляйте в файл. У меня такой файл называется "Заметки". Из этого файла я таскаю идеи для своих произведений. Кроме того, такой отдельный файл у меня имеется для каждого из пишущихся произведений. В них я складываю неиспользованные фрагменты, свои мысли, планы по развитию сюжета и даже целые эпизоды, до которых пока не дошел текст. При необходимости я просто открываю файл и просматриваю эти накопления и частенько беру что-то из них для очередного романа.
Вращайтесь в писательской среде. В интернете полно всякий писательских форумов и тусовок, где авторы выкладывают на суд публики фрагменты своих произведений, просят помощи, участвуют в писательских конкурсах-междусобойчиках. Это отличная школа писательского мастерства, которая может очень хорошо мотивировать на написание текстов.
Боритесь со страхом. Начинающих авторов часто гложут сомнения - достаточно ли хорошо они пишут? Понравится ли их произведение читателям? Не засмеют ли их, если они выложат свое творение в открытый доступ? Друзья, не надо бояться. Все с чего-то начинали и путь к успеху выстлан отнюдь не розами. Да, не всем понравится, как вы пишете. Но как вы узнаете, хороший ли вы автор, если будете писать в стол? Помните - автор существует только тогда, когда у него есть читатели.
Перфекционизм это плохо. Нет, конечно, за качеством написанного надо следить, но вот от постоянного самоедства надо избавляться. Не бросайте произведение только потому, что оно кажется вам недостаточно гениальным, пишите, как пишется - своя рука владыка - пришло в голову что-то более оригинальное и интересное - взяли да переписали.