2021 г. обозначен Организацией объединенных наций как Международный год креативной экономики в интересах Устойчивого развития. «Устойчивое развитие» - программа ООН по повышению уровня жизни человечества через семнадцать ключевых направлений, в рамках которой креативные индустрии признаются сектором глобальной экономики, стимулирующим инновации и передачу знаний между другими её секторами и являющимся критически важным для содействия инклюзивному развитию.
В рамках ООН функции по мониторингу и координации работы правительств разных стран по развитию креативных индустрий закреплены за организацией Конференция Объединенных наций по торговле и развитию (United Nations Conference on Trade and Development ).
С 2008 г., когда на конференции UNCTAD был представлен первый обзор креативных индустрий, развитие этого сектора получило приоритет уже в 130 странах, правительства которых осознали потенциал для диверсификации и развития региональной и глобальной экономики.
Несмотря на череду финансовых кризисов начала 21 века, за период с 2002 по 2015 гг. среднегодовой темп прироста рынка креативных товаров и услуг, по оценке специалистов UNCTAD , составил 7%, в абсолютном выражении показатель увеличился с 208 млрд.USD до 509 млрд.USD по итогам 2015 г. Основным драйвером роста стали развивающиеся страны, среди которых значительную долю заняла КНР: по итогам 2015 г. страна экспортировала 168,5 млрд. USD товаров и услуг креативного сектора при уровне импорта 14,5 млрд. USD . Рост экспорта за 13 лет составил 400%.
Среди развитых стран наилучший результат по приросту экспорта креативного сектора продемонстрировал Европейский союз: показатель увеличился с 85 млрд. USD до 171 млрд. USD за период 2002-2015 гг., среднегодовой темп прироста составил 5,5%.
Страны с переходной экономикой демонстрируют стабильность своих позиций в общем распределении экспорта креативных товаров и услуг на уровне 0,6%, в т.ч. по итогам 2015 г. Российская Федерация с долей 0,3% (1,57 млрд. USD). (UNCTAD, CREATIVE ECONOMY OUTLOOK, 2018).
Ключевой потребитель продукции креативного сектора – Соединенные Штатов Америки – с долей 23,1% (104 млрд. USD в денежном выражении по итогам 2015 г.). Доля Российской Федерации – 1% (4,57 млрд. USD по итогам 2015 г.).
Ключевыми драйверами развития креативной экономики являются диджитализация и электронная коммерция: объем интернет торговли по итогам 2017 г. составил 29,4 трлн. USD или 36% ВВП ТОП 10 экономик мира, в т.ч. 25,5 трлн. USD в секторе B 2B и 3,9 трлн. USD в секторе B 2C . (UNCTAD, Digital economy report, 2019).
Стремительный рост e-commerce и достижение объема торговли на уровне 36% ВВП в основном обусловлен трансграничностью интернет-торговли, минимальными требованиями к капиталовложениям при выходе на рынок и неограниченным потенциалом спроса на продукты и услуги. С противоположной стороны интернет упрощает и максимально удешевляет доступ к контенту для потребителей, делая его доступным независимо от времени и места.
В то же время сдерживающим фактором в развитии интернет сегмента креативных индустрий является проблема защиты интеллектуальной собственности и авторских прав.
Наиболее перспективной разработкой в данном направлении является технология «блокчейн», поскольку она позволяет:
1. Автоматически заключать «умные контракты» в момент оплаты;
2. Формировать прозрачную цепочку транзакций при передаче интеллектуальной собственности;
3. Реализовать эффективную систему динамичного ценообразования;
4. Осуществлять дробление объектов интеллектуальной собственности для микромонетизации;
5. Создать систему оценки репутации субъектов рынка.
На наших каналах в Яндекс.Дзен и Telegram еженедельно выпускаются новые обзоры, аналитика и дайджест новостей.
Заявки на аналитику по интересующим Вас направлениям, просим оставлять в комментариях к статьям – мы обязательно включим их в план исследований.
С уважением,
Аналитический Центр Creative Investments