Константин Богомолов, режиссер с весьма неоднозначной, переходящей в скандальную известностью написал "философскую статью" (!!!) в защиту традиционной европейской культуры. Шок. Трепет. Удивление, какое бы могло возникнуть при известии о публичном покаянии и пострижении Ксении Собчак в монахини. Естественно, надо ознакомиться.
И - ни трепета ни шока. Константин привычно взялся за лукавое. Не устраивает видного провокатора от искусства то, что в новой, поехавшей в какое-то непонятное лево Европе ему стало не так уютно, как было. И это вроде как, новое тиранство. А оно не новое, оно какое и было, только для других.
А теперь давайте подробно и по пунктам: что вменяет в вину Европе и Западу талантливый Константин, и где он заплутал в своей "философии".
Современный западный мир оформляется в Новый этический рейх со своей идеологией — «новой этикой»
Традиционные тоталитарные режимы подавляли свободу мысли. Новый нетрадиционный тоталитаризм пошел дальше и хочет контролировать эмоции.
Чувства и мысль всегда были приватной зоной человека. Он не имел права распускать руки, но сердце и мозг его были вольны. Таков был негласный общественный договор европейской цивилизации, понимавшей человека как сосуд эмоций и идей, где ненависть — иная сторона любви — пусть сложная и опасная, но необходимая и важная часть человеческой личности.
Зайдем с козырей, со свободы чувства и мысли. Я понимаю, что лет Константину не мало, и за размышлениями, как бы позатейливее эпатировать публику он забыл, что ему читали в курсе "Истории культуры" но свободы чувства и мысли в Европе не было со времен античности, да и в античности с этим не очень - кому цикуты поднесут, кого львам скормят. А уж позже за чувства и мысли "не в строю" можно было или кинжал меж ребер ощутить, или на костре до костей прогреться. Потом, конечно, нравы смягчились, но напомните-ка мне, за что получил срок светоч английской литературы Оскар Уайльд? от какого "общественного договора европейской цивилизации" сбежал в Полинезию Гоген? А последующие времена, когда "невписавшихся" травили если не за ориентацию, то за взгляды?
А уж ненависть.. Уж где-где, а в Европе и США ненавидеть умеют. От души. Вся история пропитана ненавистью - Альбигойские войны, крестовые походы, войны гугенотов с католиками и католиков с гугенотами... Варфоломеевская ночь это, надо полагать, апофеоз любви. Неприятие, причем агрессивное, иных, инаковых, по вере, по внешности, по цвету кожи...
Ты больше не можешь сказать «я не люблю…», «мне не нравится…», «я боюсь…». Ты должен соотнести свои эмоции с общественным мнением и общественными ценностями.
А когда-то было иначе? В "твоем кругу" охотятся? И ты обязан любить охоту. В "твоём кругу" супружеская верность - моветон? И у тебя должна быть любовница. А жену ты уступишь "старшему по званию" если она приглянется. Без разговоров и с улыбкой!
Уйдем от аристократов.. А не сходи ты разочек к мессе, если не при смерти, и ты уже изгой, а то и еретик. Со всеми вытекающими. Кто помнит Эзру Дженнингса, героя детектива "Лунный камень"? Почему он выведен в качестве несчастного изгоя? Да потому что он - полукровка, результат межнациональной связи. И всё.
Запад ликвидирует "сложного человека"? А когда Запад не пытался этого самого человека вписать в удобные рамки прокрустовой конструкции, отсекая лишнее не топором, так гильотиной? Именно поэтому на Западе популярны Достоевский и Толстой. Ницше и Фрейд. Одни - как инструкторы по превращению сложного в простое, а другие - потому что тяга к сложному в человеках неискоренима, как неискоренима любовь попугаев-аратинга к разрушению.
общественные ценности стали новой Стеной Плача, куда каждый несчастный, обиженный или просто непорядочный индивид может не только принести записку, но и потребовать от нового Бога — Прогрессивного Общества — внесения своей обиды, драмы, страха или болезни в список нового этического Юнеско, придания ей общественно значимого статуса, выделения под нее бюджета и создания специальной квоты во всех сферах общественной жизни.
За что, собственно, боролись.. В том числе и Константин. Только господа деятели культуры, к которым относит себя и г-н Богомолов раньше считали это исключительно своей епархией. Это они год за годом транслировали свои больные фантазии и девиации в общество под лозунгом "больше эпатажа богам эпатажа", выбивая под весь этот машкерад финансирование от государств, фондов и богатых дуралеев, не вынесших никакой морали из сказки о "новом платье Короля" и тут надо же, пришла молодая шпана, и отобрала песочницу. И стала играть в ней сама. И делить ништяки среди себя. Понимаю, обидно.
Идеальным инструментом этой новой репрессивной машины стали социальные сети. Ее условными сотрудниками — все «добропорядочные» и «сетево» активные граждане.
У них нет юридических прав, но они берут себе моральное право.
И этому их научили вы. Вы - первые пользователи Сети и первых "сетей". Вы, организующиеся в первых конфах, а потом и ЖЖшечке учили молодых гиен охотиться стаей. Вы подписывали "письма", хейтили неугодных тогда, когда это называлось русским словом "травля", создавали хайп вокруг очередной скорлупы выеденного яйца. натравливали армии подписанных хомячков... А они выросли и усвоили ваши уроки. И, да, они страшнее. Но этого несимпатичного Голема растили и вырастили вы. На Западе - Ваши, Константин, коллеги, а в России... А поговорите-ка с Тёмой Татьянычем, Константин. Может, беседа освежит память? Вернет к истокам?
В нацистском государстве художник мог лишиться работы и жизни из-за своего «дегенеративного» искусства. В «прекрасном» западном государстве будущего художник может лишиться работы, поскольку поддерживает не ту систему ценностей.
Нацизм это мерзость, однозначно, но кто довел до смерти старину Уайльда до всяких наци?
В любом государстве, абсолютно любом, и при любом строе художник - лицо страдательное и зависимое от воли и вкусов заказчика, общества и даже времени. Лорд Байрон, уж на что лорд, мог бы об этом многое рассказать. А судьба Рембрандта, живописца абсолютно гениального, человека, до последнего остававшегося величайшим из великих, но умершего в канаве на границе еврейского квартала. Я понимаю, хочется стабильности и пожизненных благ, но Барух Спиноза был куда бОльшим философом, чем Константин, однако ради "свободы высказывать мысли" , был вынужден бежать из Амстердама как "угроза благочестию и морали", отказаться от приглашения пфальцского курфюрста занять кафедру философии в Гейдельбергском университете, и упокоиться в общей могиле, умерев от туберкулёза в 44 года.
Свобода мысли в Европе всегда обходилась дорого.
Европа быстро прошла путь от сексуальной революции, ставшей новым европейским постнацистским ренессансом, до тотальной борьбы с энергией секса — самой витальной, эмоциональной и неподконтрольной части человеческого бытия.
Ибо секс — это свобода. Секс — это опасность. Секс — это звериное в человеке. Но что важнее всего, секс — это зарождение Жизни.
Христианство придавало сексуальному акту сакральность. Божественность и красоту.
Всё это красиво, конечно, но христианство объявляло секс греховным и грязным занятием. столетиями пропагандируя асексуальность и примат целомудрия, который успешно заменяло ханжество. Все эти корсеты, бинтования, выбритые лбы, и чудная викторианская мораль...
Скорее всего новому поколению надоела сексуализация, усматривающая в каждом столбе - символ фаллический, а в каждой канаве символ... Я понимаю, страшно, когда за спектакль "Норма" , украшенным поеданием ф...калий (надеюсь, что это всего лишь реквизит был) и демонстрацией соития с Землей-матушкой в самом, так сказать, естественном виде и на родине норовят настучать по... и в Европе этим НАЕЛИСЬ.
Это Вы, Константин и насаждаемое Вами под видом "культурных провокаций" вызвали отторжение до тошноты. Граждане настолько запуганы Его Величеством Сексом, что уже переходят к "гендерно нейтральной терминологии". Но это Вы привили им подобное безумие, бесконечно муссируя тему пола, влечения и сексуальности. Они не сами посходили с ума, это такие как Вы и Ваши предшественники их свели.
Этическая чистота пришла на смену расовой чистоте.
Те же ovo, только в профиль. Раньше копались в происхождении, теперь - в прегрешениях. Но традиция покопаться в прегрешениях много древнее.
Революция изолировала Россию от Запада почти на столетие. Освободившись от большевизма, Россия в 90-е годы прошлого века устремилась в Европу. Россия искала приятия, пыталась учиться, мечтала вернуть себе статус европейской страны. И вернуть себе европейские ценности. Ценности прекрасной довоенной Европы.
Ценности "прекрасной довоенной Европы" породили прекрасный довоенный фашизм, который перепахал и Европу, и СССР. Никакого "приятия" России не ожидалось до, и не могло произойти после.
Это вы искали, где бы продаться за валюту. И даже поначалу нашли. А там ждали новых Толстых и Достоевских уверенные, что только Советы мешают им самозародиться. Оказывается, нет. Поколение предателей оказалось культурным кастратом, могущим только копировать западные тренды, и... ничего своего. Это при Советах "особо допущенные" западные коллекционеры ездили скупать "нонконформистов". Некого стало скупать, когда большинство стремиться продать себя с потрохами.
Наши прогрессисты и западники настаивают: Россия была и есть страна вертухаев и рабов. Это во многом так. Но правда и то, что долгие годы жизни в условиях несвободы, въевшиеся в генетическую память лагерный страх, стукачество, а также молчание и насилие как способы выживания.
Ну куда же без оммажа Солжу. Это же маркер неполживости. Особенно трогает "генетическая память". Особенно тех, кто знает какой душевный тук-тук царит в западных фирмах, какие насилие и ужас царили в религиозных приютах для матерей-одиночек (в Ирландии, к примеру), как отнимали детей у "заблудших" и отправляли их чужим людям (показательна в этом плане судьба Джона Неттлза, известного английского актера, который нашему зрителю знаком по роли инспектора Барнеби из сериала "Чисто английское убийство") и отправляют сейчас, во имя всеобщего блага, конечно же, как стучат и ненавидят в школах.... Сколько книг и фильмов написано и снято на том же Западе об этих обычных и страшных вещах! Такое впечатление, что режиссер Богомолов не видел "Скромного обаяния буржуазии" или искренне считает, что фильм снят по заказу КПСС.
Мне отвратительны дух насилия и атмосфера страха. Но это не означает, что я приму превращение страны вертухаев и рабов в страну, где стучат не от страха, а от сердца
Что, Костя? Ты не хочешь жить как на Западе? Когда по зову сердца позвонят в полицию потому, что ты неправильно запарковался или нажалуются властям потому, что у тебя третью неделю газон некошен стоит?
Благодаря стечению обстоятельств мы оказались в хвосте безумного поезда, несущегося в босховский ад, где нас встретят мультикультурные гендерно-нейтральные черти.
Надо просто отцепить этот вагон, перекреститься и начать строить свой мир. Заново строить нашу старую добрую Европу. Европу, о которой мы мечтали. Европу, которую они потеряли. Европу здорового человека.
Беда всякого пафоса в том, что он пафосен. А беда Богомолова в том, что он так долго верил в красивые сказки о цивилизованной, благоухающей и цветущей всеми цветами Европе, что столкновение с реальностью вызывало жесточайший когнитивный диссонанс.
А правда в том, что Европа всегда ходила в строю. С тех самых пор, как рыцари -еретики и трубадуры сменились ребятами попроще.
Правда в том, что Европа назначает себе Солнце, а потом ведет себя, как образцовый подсолнух, будь то Папа, Людовик Четырнадцатый, или Шикльгрубер. И если сказано, что секса нет, потому что трансгендеры не знают, что с ним делать, то секса не будет.
Правда в том, что в Европе не станут читать манифест русского режиссера, опубликованного в русской печати и на русском языке. Это у большевиков был Эйзенштейн и "Броненосец Потемкин" - за известностью Константина Богомолова флаги революции не реют, да к0нд0м на флагштоке незаметен.
Над Константином посмеялись даже отечественные кандидаты в "толерантные черти" - получить Ок, бумер от тик-токерок, фем-активисток, панкинь и кошкоматерей это какой-то позор...
Чтобы замечали, г-н Богомолов, надо строить что-то свое, оригинальное и великое, а не смотреть на "довоенную Европу", от которой даже пепла не осталось. Она умерла с аншлюсом Австрии 12 марта 1938 года, который эта самая Европа согласовала. И было это 83 года назад. В нашем ускоряющемся мире воззвание Богомолова к исчезнувшей легендарной Европе равнозначно поиску Дон Кихотом своей утраченной библиотеки с рыцарскими романами.
Европа уехала на быке. Остались рога и толерантные черти.
Вынуждена разочаровать Ксению Анатольевну: слезы об утраченных иллюзиях не имеют никакого отношения к жанру "философского письма". Чаадаев женат не был.
Проникнуться страданием режиссера тут.
Проникнуться несомым граду и миру тут.
НепоДзензурное традиционно тут:
https://vk.com/public199851025
или тут
https://old-venefica.livejournal.com/
Сарказм в уксусе, йад с перцем, окололитературные изыскания и прочие деликатесы, взращенные на отечественных реалиях.