В тени гения.
Что может быть более естественным и привычным для нас, чем союз мужчины и женщины? Особенно, если это союз любящих, понимающих и поддерживающих друг друга людей. И у простых людей, и у членов королевских семей одни и те же человеческие радости и горести, одни и те же мечты и надежды. Семейное счастье- вещь и простая, и сложная: люди тысячелетиями изобретают уникальный рецепт его создания и до сих пор не могут приблизиться к тому, чтобы это самое обыкновенное счастье было достоянием каждой семьи.
Бесчисленное количество счастливых и печальных семейных историй прошло уже мимо и кануло в лету и мы о них никогда не узнаем. Но есть среди них те, которые интересны и сейчас: силой бушевавших некогда страстей, любовью и одновременным противостоянием двух сильных личностей, окончившимся, к сожалению, печальным финалом.
Когда- то Джульетту Мазину спросили:-"Легко ли жить с гением?" Мазина была выдающейся актрисой трагикомического дарования, но одновременно и женой великого Феллини. Тогда она предпочла полушутя ответить:-"Лучше с гением, чем с дураком". Но историю её жизни с гениальным режиссером тоже нельзя назвать в полной мере счастливой, хотя он и сделал её звездой мирового масштаба. Я хочу вспомнить о нескольких женщинах, которые сами были талантливыми и яркими личностями, но связав свои жизни с мужчинами, которые оставили в истории человечества ещё более глубокий след, получили в итоге разбитые вдребезги мечты и надежды на счастливую жизнь со своим избранником.
Огюст Раден и Камилла Клодель.
Жизнь Камиллы- это хрестоматийная история о том, как несбывшиеся мечты способны уничтожить в человеке все: вплоть до рассудка. Ее биографию можно обозначить только одним периодом: это годы, когда она была рядом с Роденом. Как ученица, как подмастерье, как творческий союзник, как натурщица и, наконец, как любимая женщина.
Камилла Клодель родилась в обеспеченной консервативной семье французских буржуа и, если бы не талант скульптора, который начал ярко проявляться с самого детства, её, возможно, ждала бы вполне спокойная и обепеченная жизнь жены человека из своего круга. Но девочке из семейства Клодель был дан Богом необычайный дар художника: таких детей обычно называют вундеркиндами. Родные с пониманием относились к тому что девочка целыми днями возилась с глиной: сначала бродила по лесу, отыскивая подходящую, очищала добытое сырьё от разного мусора и потом лепила скульптурные портреты всех домочадцев. Конечно, такой одарённый ребёнок должен был учиться в профессиональном учебном заведении, но для женщин во Франции не было предусмотрено полноценное художественное образование и поэтому Камилла смогла поступить только в частную академию Коларосси, а затем , вместе с подругами, включая известную в будущем художницу Ёлку Розен, попала в качестве ученицы в мастерскую Огюста Родена. Талант 19-ти летней Камиллы был не сразу по достоинству оценён Роденом, который сам смог достичь известности только к 40 годам и он довольно скептически отнёсся к девушке, не признавая за ней в первое время права на индивидуальность. Поэтому Камилла сначала была для него кем- то вроде подмастерья и уборщицы в мастерской. Но не заметить поразительный дар ваятеля, которым так щедро была одарена Камилла, было просто невозможно. К тому же, она отличалась редкой работоспособностью и готовностью выполнять любую, даже самую тяжёлую работу: ведь для обтесывания мраморных глыб требовалась неженская сила и физическая выносливость. Сближение двух неординарных личностей в атмосфере непрерывного творчества оказалось неизбежным. Удивительно, но художественное и эмоциональное видение жизни этих людей было настолько схоже, что скульптуры, созданные ими обоими за период их совместной жизни практически неразличимы, особенно для неискушенного взгляда: это застывший на мгновенье порыв, страсть, плавные, идущие как- будто неоткуда и уходящие в никуда, линии. И любовь, любовь...
Исследователи творчества Родена уверяют, что он как скульптор состоялся бы в любом случае и встреча с Камиллой существенно ничего в его творчестве не изменила. Это был бы все тот же Огюст Раден.
Может это и так, но когда к 40 летнему мужчине в ученицы попадает юное 19 летнее создание, да ещё наделенное незаурядным талантом, яркой внешностью, живым умом и желанием во всем помогать своему учителю, то разве все это не могло не отразиться в положительном смысле на дальнейшем творчестве мастера? Тем более, что Камилла была натурщицей для многих скульптур Родена. Но если уж на сложившегося художника встреча с девушкой произвела впечатление, то что говорить о самой Камилле! Для неё появление Огюста Родена в жизни было судьбоносным во всех смыслах. Женщине скульптуру в то время было немыслимо сделать самостоятельную карьеру и тем более зарабатывать деньги продажей своих работ. Роден в этом смысле помог немного, разве что способствовал популяризации её скульптур и ей в основном пришлось довольствоваться ролью соавтора при мастере. Возможно, именно неудовлетворенность своей жизнью, осознание абсолютной шаткости и нестабильности во всех её аспектах, включая личную и финансовую стороны и способствовали сильнейшей экспрессии и, возможно, даже трагизму многих её работ.
Но не смотря на то, что Роден, помог Камилле стать тем скульптором, чьми работами люди восхищаются по сей день, роль его в жизни Камиллы была скорее роковой. Страстная натура молодой женщины не могла смириться с тем, что Роден никогда целиком ей не принадлежал и положение подмастерья в его мастерской её со временем перестало удовлетворять до такой степени, что она решилась на окончательный мучительный разрыв этой многолетней связи. Мечты талантливой женщины были, в общем, обычные и сформулировать их довольно просто: ей хотелось выйти замуж за человека, с которым она прожила много лет и иметь возможность получать личные заказы на скульптуры, чтобы быть материально независимой. И ничего этого так и не произошло: её работами интересовались, порой восхищались, но личных заказов на изготовление скульптур она не получала, а Роден так и не порвал со своей первой гражданской женой, которая была матерью его единственного сына. Какие чувства он испытывал к обеим своим женщинам мы никогда не узнаем, но, видимо, нервная и необузданная Камилла стала его утомлять и он предпочёл возвращаться в дом, где его ждали не истерики и ультиматумы, а размеренность и спокойствие.
Камилла, уйдя от Родена, по сути больше не жила. Сняв небольшую квартирку, она попыталась наладить продажу своих работ, но опять ничего не вышло. В своих неудачах она винила только Родена, открыто обвиняя его в том, что он пользовался её идеями, выдавая их за свои. Брат, известный дипломат и поэт Поль Клодель и мать приняли довольно спорное решение поместить её в клинику для душевнобольных. (Мать вообще прекратила общение со своей дочерью, когда поняла, что та открыто живёт с Роденом, довольствуясь положением его любовницы). Там, в психиатрической лечебнице, она провела 30 лет. Родные отказались от неё, никогда не навещали, не отвечали на письма и, несмотря на уверения врачей, что женщина вполне пришла в себя, так и не забрали её домой.
Многие свои работы она к этому времени успела уничтожить и за всю оставшуюся жизнь не создала больше ни одной. В клинике у неё были условия для творчества, ей предлагали привезти все необходимые для этого материалы, но для Камиллы жизнь без Родена была пустой, а жить с ним на прежних условиях она больше не могла. Однако и сам Роден много потерял, когда из его жизни ушла Камилла Клодель. Творения мастера потеряли живую чувственность и былую эмоциональность. Поэтому можно смело говорить о том, что Камилла оказала огромное влияние на творчество скульптора, долгие годы являясь для него источником вдохновения.
Страшно, что жизнь этой неординарной женщины сложилась так трагически: она не увидела ни женского, ни материнского, ни дочернего счастья. И самое главное дело её жизни, тоже, в конечном итоге, стало только способом выражения своих несбывшихся надежд. Но для истинных ценителей искусства -эмоциональный накал её творений, отточенность замысла и смелость в сюжетах вывели Камиллу Клодель в число тех выдающихся мастеров, которые на десятилетия опередили свое время и вывели свои произведения за рамки традиционного искусства.
Милева Марич и Альберт Эйнштейн
Имя Альберта Эйнштейна знакомо всем, в том числе и людям, далёким от физики и математики. Как и в предыдущей истории, все признают его заслуги перед человечеством и практически никто не вспоминает женщину, которая долгие годы была рядом с ним: поддерживала в тяжёлые времена; помогала во всех его делах, полностью забросив при этом собственные; ради мужа и детей поставила крест на своей научной карьере и получила в итоге презрение и ненависть от человека, которому посвятила жизнь. А ведь многие биографы и исследователи жизни и научной деятельности Эйнштейна вообще считают её соавтором части его открытий!
Милева Марич была сербкой по национальности, но поскольку родилась на территории Австро-Венгрии, то родным ее языком был немецкий. Как и героиня предыдущей истории, она с детства проявляла тягу к обучению, только в её случае, это в большей степени были точные науки. Отец всячески способствовал стремлению дочери получить достойное образование и ему удалось устроить Милеву в Королевскую гимназию в Загребе, где до неё не училось ни одной девочки. Милева была не только поразительно одаренной во многих отношениях- знала несколько иностранных языков, музицировала, прекрасно рисовала- но и отличалась редким трудолюбием и методичностью в освоении различных предметов. В Цюрихский университет она неожиданно решила поступить на популярный тогда факультет психиатрии. Но, проучившись там недолго, поняла, что её призвание- это точные науки, а не врачебная практика и перешла на учёбу в Политехнический Университет в том же Цюрихе. Там она и познакомилась с Альбертом Эйнштейном, который был сокурсником Милевы, но при этом моложе ее на 4 года. Марич была единственной девушкой на физико-математическом факультете и, казалось, у неё имелась возможность выбрать себе парня по сердцу, тем более, что все окружающие отзывались о ней с уважением, признавая за молодой женщиной не только высокий уровень интеллекта, но и положительные человеческие качества: покладистый характер, оптимизм, отменное воспитание и умение быть преданным другом. Эйнштейна же, многие считали зазнайкой, самовлюбленным и эгоистичным юношей. Что именно заставило сблизиться этих людей, которые так мало подходили друг другу- неизвестно, но искра между ними проскочила определённо.
Далее, сценарий построения их отношений стал медленно, но неуклонно развиваться не в пользу Милевы. Совместная научная деятельность, в которую она окунулась с таким пылом, окончательно поставила крест на её собственной карьере, потому, что на себя у Милевы уже не оставалось времени. Экзамены она провалила и сосредоточилась только на тех вещах, которыми занимался в тот момент Альберт. Правда, стоит отметить , что в первые годы их совместной жизни, Эйнштейн был явно влюблён в Милеву. В дни разлуки он забрасывал её трогательными письмами, которые лучше всего свидетельствовают о том, что в их отношениях в то время царила любовь. Они поженились вопреки тому, что родня с той и другой стороны была категорически против этого союза. Что случилось потом, почему эти отношения стали катиться в сторону неприятия и ненависти- неизвестно. Но только Эйнштейн из влюблённого юноши постепенно превратился в домашнего тирана. Милева сначала терпела все: безденежье, скандалы, даже то, что муж мог публично уничижительно отозваться об её интеллектуальных способностях, неоправданно называя жену женщиной с неповоротливым и тяжелым умом. Хотя все те же сохранившиеся письма Эйнштейна к Милеве, позволяют с известной долей уверенности предположить, что заслуги последней в создании знаменитой теории относительности и издании первых научных трудов Эйнштейна более чем очевидны. При этом она всегда оставалась в тени, вела дом, готовила еду, как могла экономила на всем, воспитывала детей. Он же дошел до того, что стал составлять письменный список требований к жене, которые она должна была неукоснительно выполнять. Это касалось всего: поведения дома, за столом, личных отношений и финансовых вопросов. Былая страсть ушла и теперь жена, частенько упрекающая мужа в том, что он выделяет недостаточно денег на ведение хозяйства, стала объектом раздражения. Милева, в свою очередь, мужественно терпела явное увлечение мужа своей двоюродной сестрой Эльзой Левенталь, на которой тот впоследствии женился. Единственное, что ей удавалось сделать поперёк мужу- это долгое время отказывать в разводе. Но совместная жизнь все равно стала невозможной и супруги разъехались. Все эти переживания не могли не сказаться на здоровье женщины, она перенесла несколько сердечных приступов, к тому же, у одного из сыновей начались проблемы с психикой и ему был поставлен диагноз шизофрения.
Последние годы жизни Милевы были очень тяжёлыми- у нее самой начались слуховые галлюцинации: ей казалось, что рядом постоянно звенит колокольчик. Она умерла в 73 года. Эйнштейн пережил свою первую жену на 7 лет, но долгие годы ничего не хотел слышать о некогда любимой им женщине, а незадолго до её смерти и вовсе оборонил, что ни на секунду не пожалеет, если Милевы больше не будет на этом свете.
Исследователи научной деятельности Эйнштейна бьются в кровь, доказывая друг другу полярные вещи: одни вообще считают( и приводят довольно веские доказательства), что Милева была не помощницей своего мужа, а являлась автором и идейным вдохновителем всех тех работ, под которыми стоит подпись "Эйнштейн ". Другие, соответственно, находят массу фактов, которые сводят роль Марич в научных открытия своего мужа к минимуму. Для себя я думаю оставить решение этих непростых вопросов более пытливым умам, которые имеют непосредственный доступ к сохранившимся письмам и документам, способным пролить свет на эти щекотливые загадки.
Как- бы то не было- судьба Милевы Марич- это судьба непризнанного таланта, которому досталась незавидная доля прожить всю жизнь в тени другого человека, чьи способности, вполне возможно, не так уж превышали ее собственные.