После первых блистательных военных успехов Япония постепенно упустила стратегическую инициативу и к 1943 году фактически была вынуждена перейти к обороне, которая всего через год уже трещала, что называется, по швам. В сложившихся условиях руководство Империи восходящего солнца все чаще стало задумываться об обороне уже не захваченных территорий, а островов самой метрополии.
Однако, поскольку наращивать боевой потенциал армии и флота традиционными способами в такой ситуации времени, да и ресурсов уже не было, японские генералы и адмиралы в конечном итоге решили прибегнуть к «радикальным средствам», а именно применить против наседающего врага отряды смертников. В том числе и подводных - водителей знаменитых человеко-торпед семейства «Кайтен».
Добровольцы по-японски
Недостатка в желающих поступить в «подводные камикадзе» среди японских военнослужащих не было. В том числе из-за того, что водители человеко-торпед имели огромные привилегии. Так, им вне очереди присваивали воинские звания, а семья водителя «Кайтена» в случае его гибели на боевом задании получала компенсацию в размере 10 тыс. йен.
Стандартная тактика применения человеко-торпед выглядела так.
На дистанции примерно 6–7 км от расчетной точки нахождения цели осуществлялся сброс «Кайтена» с носителя, после чего тот, находясь на глубине 1-6 метров, на максимальной скорости следовал в район цели.
Водитель человеко-торпеды при этом периодически контролировал правильность выбранного курса и оценивал надводную обстановку, используя штатный перископ.
Непосредственно перед выходом в атаку – на дистанции около 1 тыс. метров от расчетного местонахождения цели – водитель подвсплывал, оценивал обстановку, находил назначенную ему цель и переводил свой «Кайтен» на глубину, соответствующую примерной осадке корабля-цели.
После этого он следовал прямо на цель, не отворачивая.
Школы подводных водителей
Первоначально подготовка водителей «Кайтенов» осуществлялась только на одной базе в Оцудзиме, получившей обозначение «База П».
Сначала добровольцы в течение 3 месяцев проходили подготовку на быстроходных катерах-брандерах: им надо было научиться водить катер «вслепую» – только с использованием перископа и магнитного компаса.
После успешного окончания этого этапа военнослужащим присваивалось специальное звание «водитель человекоуправляемой торпеды».
Второй этап – подготовка на тренажерах-имитаторах «Кайтенов», на которых их будущие водители отрабатывали умение на ощупь находить любой из приборов управления в кабине человеко-торпеды и выполнять все действия, необходимые для перехода в район цели и выхода в атаку.
Уже после войны оставшиеся в живых бывшие курсанты и водители «Кайтенов» вспоминали, что поначалу справиться с такими вроде бы несложными заданиями было очень трудно – зачастую покинувший кабину имитатора японского «чудо-оружия» курсант узнавал, что он вышел в назначенный район с «погрешностью» в несколько сотен метров.
Для внезапной атаки вражеского корабля это было недопустимо - задание в таком случае можно было считать проваленным.
После успешного завершения этих этапов курсанты приступали к заключительному этапу – выходам в море на реальных «Кайтенах».
Однако вскоре командованию стало ясно, что осуществлять подготовку набранного значительного числа добровольцев в быстром темпе нельзя – не хватало не только инструкторов и готовых «Кайтенов», но и самой инфраструктуры. Многие курсанты были вынуждены слишком долго заниматься теорией и отрабатывать навыки вождения на тренажерах.
В итоге в целях ускорения подготовки водителей открыли второй учебный центр – базу в Хикари, на побережье залива Токуяма, в распоряжении которого к ноябрю 1944 года уже имелось около 70 «Кайтенов».
Следует отметить, что профессия водителя человеко-торпеды была чрезвычайно опасна: расстаться с жизнью он мог еще до того, как ему представлялась возможность выйти в атаку на корабль врага.
Так, в ходе подготовки на обеих указанных базах во время учебных выходов на человеко-торпедах погибли, по обнародованным японским данным, минимум 15 человек. Среди погибших оказался и Куроки Хироси – один из двух идеологов создания «Кайтенов».
Первые выпускники
6 ноября 1944 года состоялся торжественный выпуск первых 11 курсантов «Базы П», сразу по выпуску получивших первичные офицерские звания. К тому времени командование уже решило осуществить первую операцию с применением нового «чудо-оружия».
В операции должен был принимать участие и Нисима Сэкио – второй идеолог создания «Кайтенов». Причем он планировал взять с собой на операцию урну с прахом погибшего Куроки Хироси – так тот смог бы символически принять участие в первом реальном бою «Кайтенов».
В состав первого отряда водителей вошли 12 офицеров: Нисима, Мураками, Уцуноми, старший лейтенант Камибэппу Ёсинори, лейтенант Ёсимото Кэнтаро, лейтенант Фукуда Хитоси, лейтенант Тоёдзуми Кадзухиса, младшие лейтенанты Иманиси Таити, Сато Акиро, Кондо Кадзухико, Ватанабэ Кодзо и Кудо Ёсихико.
«Во второй половине дня 7 ноября 1944 года был проведен особый церемониал, – вспоминает в своих мемуарах Ёкота Ютака, один из водителей «Кайтенов». – К этому дню американские войска уже высадились на Филиппинах, а наш флот потерпел еще одно поражение в акватории этих островов. За пять суток врагом были потоплены около 30 боевых кораблей, в числе которых был и громадный «Мусаси», однотипный с могучим «Ямато». Наш флот лишился также четырех авианосцев, включая и «Дзуйкаку», с палубы которого взлетали самолеты, участвовавшие в свое время в атаке на Перл-Харбор. В том же самом сражении погибли также 20 крейсеров и эсминцев. Почти лишившаяся своих военно-морских сил, Япония оказалась в опаснейшей ситуации. Требовалось нанести удар потрясающей силы, чтобы остановить триумфальное продвижение врага, поскольку план предотвратить высадку амфибийных сил врага на острове Лейте закончился разгромом нашего флота».
(дается по: Ёкота Ютака. Субмарины-самоубийцы. Секретное оружие Императорского флота Японии. 1944–1947. – М.: Центрполиграф, 2005).
Нанести такой мощный удар и должны были «Кайтены». Причем на церемонию проводов на боевое задание первого отряда человеко-торпед прибыл лично вице-адмирал Мива Сигэёси, командующий 6-м флотом, выступивший с речью перед собравшимся личным составом «Базы П» и экипажами подлодок I-36, I-37 (обе – типа В1) и I-47 (типа С2), находившихся в заливе в готовности к выходу в море.
Каждая из этих субмарин должна была доставить по четыре «Кайтена» в район атолла Улити, где, по данным разведки, находилась большая часть вражеского флота, когда не участвовала в наступательных операциях.
Японцы намеревались одним ударом отправить на дно значительное число крупных кораблей: если бы удалось потопить 12 таких кораблей, то наступательная сила ВМС США была бы пусть и частично, но подорвана.
После торжественной речи вице-адмирал Мива вручил всем 12 офицерам-водителям по короткому мечу – важному символу для каждого японского воина. Принявший такой меч приносил свою жизнь «на алтарь Империи», с этого момента она ему больше уже не принадлежала.
Еще по теме
Первый удар: как водители «Кайтенов» посадили американцев на пороховую бочку