Найти в Дзене
Двойной капучино

Супермен с Чернобыля — «Снега больше не будет»

Польская картина с замораживающей красотой. «Снега больше не будет» — польская картина, номинированная на "Золотого медведя" на Венецианском фестивале. На этот раз Шумовская поставила картину совместно со соавтором ее предыдущих лент, своим мужем Михаилом Энглертом (он же выступил и оператором). Вместе они решили раскрыть проблемы, касающихся европейского в общем и польского в частности уклада жизни, переиначив современных миф о супергерое. Фильм повествует о Жене — украинском эмигранте, родившемся в Припяти и работающим массажистом в псевдоэлитном польском коттеджном поселке. Герой не только помогает телу своих клиентов, но и лечит их душевные проблемы. Несмотря на свой статус и достаток, каждый страдает из-за личных драм: кто-то борется с раком, кто-то устал от семейной жизни, кто-то не может пережить потерю близкого человека — проблемы на самом деле, присущие человеку любого денежного положения. И финансовая обеспеченность их решить не может. Женя выступает неким бродячим целителе

Польская картина с замораживающей красотой.

«Снега больше не будет» — польская картина, номинированная на "Золотого медведя" на Венецианском фестивале. На этот раз Шумовская поставила картину совместно со соавтором ее предыдущих лент, своим мужем Михаилом Энглертом (он же выступил и оператором). Вместе они решили раскрыть проблемы, касающихся европейского в общем и польского в частности уклада жизни, переиначив современных миф о супергерое.

Фильм повествует о Жене — украинском эмигранте, родившемся в Припяти и работающим массажистом в псевдоэлитном польском коттеджном поселке. Герой не только помогает телу своих клиентов, но и лечит их душевные проблемы. Несмотря на свой статус и достаток, каждый страдает из-за личных драм: кто-то борется с раком, кто-то устал от семейной жизни, кто-то не может пережить потерю близкого человека — проблемы на самом деле, присущие человеку любого денежного положения. И финансовая обеспеченность их решить не может.

Женя выступает неким бродячим целителем, мессией и даже супергероем ходящим от одного дома до другого, помогая, с помощью своих суперспособностей, вылечиться от травм жизни. Как Супермен, эмигрант с умершего Криптона, прилетел на Землю, чтобы спасать людей, так и Женя, сумевший спастись от Чернобыльской катастрофы, эмигрировал в Польшу, чтобы спасти местную элиту от саморазрушения.

Взгляд Жени, как эмигранта, — это взгляд со стороны на современное польское общество. Добившись успеха, они отгородились от остального мира в своем мире благополучия. Но мир начал потихоньку трескаться: попав в зону комфорта люди перестали развиваться. Вот вам актуальная история про социальную изоляцию. С перспективы чужака болевые точки виднеются четче, и Женя способен их найти.

-2

Как говорит сама Шумовская, польский народ не может найти свою идентичность. Они пытаются подражать западному стилю жизни, но при этом восточноевропейская натура все равно живет внутри них. В фильме богатенькая мать, клиентка Жени, чурается над своим ребенком за незнание французского языка, а, кажется, самая интеллигентная жительница поселка упрекает героя за его невежество. Но обе заглушают свою боль психотропными веществами, и обе вешаются на украинца. Стоит отметить, что все клиенты массажиста еще застали подсоветскую жизнь, и убегая от своего прошлого, они бегут от нее.

Как и подобает супергерою, Женя "спасает" людей, проводя не только сессии массажа, но и гипноза. Не сумев в детстве спасти свою мать, погибшей во время чернобыльской катастрофы, герою вроде как удается спасти польских богатеев. Удается, но не совсем. Финальный титр гласит, что по прогнозам последний снег в Европе выпадет в 2025 году. Никакой надежды на самом деле нет, и без снега, без чуда или счастья, мир схлопнется.

-3

Но все социальные подтексты уходят на второй план, потому что картина завораживает своей визуальной красотой. Шумовская и Энглерт, заняв роли режиссера, сценариста оператора, работая в гармонии, держат в гармонии и эти три элемента. Внутри, казалось бы, абсолютно безликого поселка с одинаковыми зданиями происходит необъяснимая магия, которую приносит с собой главный герой из классического постсоветского двора. Мистика и обыденность перекликаются, создавая чарующий контраст.

Грустная притча о безнадежности со сказочной красотой. 1000 подтекстов, вложенных авторами, можно и не понимать, чтобы сидеть завороженным от некоторых сцен. Чуть ли не личевская обрывочность и недосказанность делает картину маняще загадочной, но фильм Шумовской и Энглерта более поэтичный и созерцательный.

…я не любуюсь этим обществом, мой взгляд на него полон иронии. Не могу же я всерьез относиться к людям, которые сначала страдали от дефицита, а потом превратились в монстров-потребителей.
Малгожата Шумовская
-4

Теперь предлагаю перейти в мой телеграм-канал, где я пытаюсь анализировать авторское кино, инди-игры и музыку с хорошими текстами. Ещё делюсь красивыми кадрами и любимыми исполнителями. Буду рад всем!