Когда берёшь книгу хорошо знакомого автора, обмануться в ожиданиях довольно сложно, но порой случаются и такие казусы. Например, по обложке и названию романа Таны Френч «Ведьмин вяз» я почему-то сделала заключение, что в нём будет мистика. Однако вступительная заметка от издателя тут же развеяла ложный потусторонний флёр. В названии всего лишь заключена аллегория, отсылающая к загадочному убийству, произошедшему 18 апреля 1943 года в лесной чаще Хагли Вуд (графство Вустершир, Англия). Тогда четверо подростков, решивших поохотиться в частных владениях лорда Кобэма, обнаружили в старом раскидистом вязе женский скелет. Несмотря на множество улик, личность погибшей так и не удалось установить. Потому местные жители окрестили её Беллой. Так как по одной из версий убитая стала жертвой оккультного ритуала, то вяз получил соответствующее «имя» — ведьмин. Тана Френч вдохновилась этой историей при написании книги, но не взяла её за основу, а создала собственную.
Значит, перед нами детектив? И снова нет. Роман является детективом не больше чем «Преступление и наказание» Фёдора Михайловича Достоевского. Вот только главный герой в нём — Раскольников наоборот. Вернее, на его роль с успехом претендуют сразу несколько персонажей, имеющие непосредственное отношение к убийству. Потому большая часть книги — это сплетение драмы и семейной саги, где каждый постепенно выворачивает свою душу наизнанку.
Сюжет романа «Ведьмин вяз» Таны Френч
Повествование ведётся от лица двадцативосьмилетнего То́би Хе́ннесси, который всегда был баловнем судьбы: сын состоятельных и заботливых родителей, один из самых популярных парней в школе, любимец девушек и отличный друг. Окончив колледж, практически сразу получил должность в небольшой, но солидной художественной галерее в центре Дублина и быстро продвинулся по карьерной лестнице до пиарщика и маркетолога. Встретил очаровательную Мели́ссу, всерьёз задумался о браке и детях. Конечно, Тоби не был святошей или образцом для подражания. Иногда позволял себе немного выйти за рамки дозволенного, но если какая-то проделка и становилась достоянием общественности, не прятался за чужими спинами. Однако его никогда не наказывали серьёзно, по-крупному всегда влетало другим, а ему так… осознал, принёс извинения, молодец.
И вот однажды, после тяжёлой рабочей недели, когда Тоби позволил себе немного расслабиться в баре с друзьями, его жизнь по непонятным причинам вдруг вошла в крутое пике. Ночью к нему в квартиру проникли двое грабителей, жестоко избили и оставили умирать в луже собственной крови. С этого момента прежний Тоби Хеннесси навсегда исчез, уступив новому. Из пышущего молодостью, силой и красотой мужчины он превратился в инвалида с частично парализованной ногой, деформированным как у инсультника лицом и провалами памяти. Но самая серьёзная метаморфоза оказалась не внешней, а внутренней. Его сознание поглотили неуверенность, жалость к себе, обида, раздражение, а главное — страх.
«Перед накатывавшим страхом я оказывался бессилен. Никогда бы не подумал, что так бывает: всепожирающий, ненасытный чёрный водоворот засасывал меня так безжалостно и мощно, что казалось, будто меня едят заживо, раскалывают кости, высасывают из них мозг. Но даже если страх отступал на время, он всегда маячил поблизости — тёмный, безобразный, когтистый, нависал надо мной, подкарауливал сзади, выжидая минуту, чтобы прыгнуть мне на спину и вонзить клыки».
Спустя несколько месяцев приходит известие о новой беде: у дяди Хью́го — старшего брата отца, обнаруживается неоперабельный рак мозга. Тоби, понимая, что является единственным членом семьи, кто может на неопределённое время стать компаньоном умирающему человеку, переезжает к нему в Дом с плющом, где в обществе кузенов, Сюза́нны и Лео́на, когда-то прошло его беззаботное, счастливое детство. Вместе с ним едет Мелисса, отчаянно желая, чтобы смена обстановки, вырвала её жениха из трясины самобичевания, заставила вдохнуть полной грудью и начать заново.
Решение оказывается во всех отношениях удачным. Хьюго, несмотря на болезнь, продолжает живо интересоваться происходящим вокруг, девушка берёт на себя домашние дела, а Тоби понемногу вовлекается в генеалогические изыскания дяди, которые тот вёл по заказу одной из своих клиенток. И чудо, на которое парень в душе тоже надеялся, свершилось: мир перестал наконец-то лопаться на отдельные сегменты, остановился, готовый залатать швы, стать единым целым, а Тоби — самим собой и даже лучше — более терпимым, более внимательным, более заботливым. Но этот миг умиротворения и безоблачного счастья оказался лишь короткой передышкой перед новым падением в бездну.
В один из солнечных дней, когда Хьюго решил наконец-то поговорить с близкими о завещании, дети Сюзанны, предоставленные сами себе, находят в дупле вяза, что рос в саду, человеческий череп. Спустя день, в его прогнившем чреве полиция обнаруживает другие фрагменты скелета, а перекопав землю вокруг дома вдоль и поперёк — недостающие. По результатам экспертизы были установлены два факта: во-первых, погибший — это бывший одноклассник Тоби, который исчез пятнадцать лет назад, во-вторых, юноша был задушен шнурком толстовки, принадлежащей Тоби. Правда, сразу же всплыли и другие интересные детали, бросившие тень на остальных членов семьи, а потому предъявить обвинение в убийстве молодому мистеру Хеннесси у полиции не вышло. Однако с этого момента в душе Тоби запускается новый маховик сомнений, грозящий утянуть его в пучину безумия и страха, ведь он совершенно не помнит того злополучного лета после выпускного класса. И тогда ему на ум приходит единственно возможное решение в этой ситуации — провести собственное расследование и понять, кто он, в конце концов, на самом деле.
Особенности и главная тема романа «Ведьмин вяз» Таны Френч
Роман «Ведьмин вяз» является первым в творчестве Таны Френч написанным вне её знаменитого цикла «Дублинский отдел убийств», а потому сильно отличается от всех её предыдущих работ. Здесь полностью отсутствует «кухня» полицейского расследования. Конечно, стражи правопорядка время от времени появляются в «кадре»: задают вопросы или ставят главного героя в известность о ходе дела, и всё. На этот раз фокус повествования автор целиком сместила в сторону предполагаемого убийцы, который жаждет не столько установления истины, сколько оправдания в собственных глазах. Поэтому «Ведьмин вяз» — это в большей степени психологический триллер и драма, частично семейная сага, а две детективных линии (расследование ограбления и убийства пятнадцатилетней давности) не более чем антураж истории, её фон.
Максимально сосредоточившись на личности одного из подозреваемых в убийстве, Тана Френч сделала центральной темой «Ведьминого вяза» ответственность, которую несёт человек за каждый совершённый им выбор, и неважно, относится ли он к чему-то важному, глобальному или просто сиюминутному порыву, который забывается буквально через пару минут. Ничто не проходит бесследно, за всё наступает воздаяние, то обернувшись удивительным везением, то страшной, разрушительной бедой.
Достоинства и недостатки романа «Ведьмин вяз» Таны Френч
Достоинства романа
- Великолепная проработка персонажей. Каждого автор раскрывается настолько ярко, детально и психологически точно (со всеми червоточинами, страхами, амбициями и сожалениями), что трудно не поверить в их реальное существование.
- Интересные сюжетные переходы в конце глав, целиком меняющие общий ход истории, а потому финал непредсказуем (даже не надейтесь догадаться). Но при этом, логичная и закономерная развязка.
- Особая изюминка — линия с генеалогическим расследованием, привносящая в повествование дополнительный ореол чужого груза семейных тайн.
- Изящный стиль Таны Френч, наполненный красивыми, ёмкими образами и создающий невероятно живую атмосферу.
Недостатки романа
- Крайне затянутое начало. До шестой главы (всего их тринадцать) я вообще не могла понять, о чём книга: детектив — это, триллер, драма или семейная сага. При каждом повороте сюжета автор настолько уходила вглубь, что возникало ощущение, словно из одной Марианской впадины погружаешься в другую. Если бы ни потрясающе прописанные герои, наблюдать за которыми действительно было очень интересно, то, скорее всего, бросила бы чтение, так и не добравшись до середины, когда общая канва истории стала всё-таки прорисовываться и появился интерес уже к ней.
- Чрезмерно много рефлексии Тоби Хеннесси, порой его нытьё начинало откровенно утомлять.
- Практически полное отсутствие в книге положительных персонажей. Единственный человек, к кому я целиком прониклась симпатией — это дядя Хьюго. Виновники преступления, напротив, вызвали в финале такую дикую неприязнь, что я, глядя на них, испытала сочувствие к убитому парню, хотя он при жизни был тем ещё мерзавцем. Потому при всех достоинствах романа, вызывающих литературно-эстетическое наслаждение и восторг, он одновременно оставляет с каким-то неприятно-липким осадком на душе.
Рекомендации к чтению
Роман Таны Френч «Ведьмин вяз» — роскошное многожанровое произведение, соединяющее большую личностную драму, историю отдельной семьи и триллер с элементами детектива. В нём нет экшена, но присутствует саспенс: непрерывающееся ни на минуту ощущение тревоги и наступления огромной беды. По динамике роман медленный, тягучий, обволакивающий и невероятно атмосферный, причём настолько, что буквально переносишься в мрачную, нуарную историю со старым домом, увитым плющом, заросшим дикими травами садом и вязом, хранящим страшную тайну. Роман определённо придётся по вкусу тем, кто любит погружаться в исследования человеческой природы на её низких, тёмных вибрациях. Если же проводить параллели с творчеством других писателей, то на этот раз Тана Френч явно угодила поклонникам Донны Тартт и Элеонор Каттон.
Оценка: 4/5