Найти тему
touch of ART

Живое и неживое. Рембрандт «Урок анатомии доктора Тульпа»

Социокультурный контекст. Публичные уроки анатомии были обычным явлением как в Нидерландах в частности, так и по всей Европе в целом. Они проходили один раз в году, как правило, в зимние месяцы (чтобы обеспечить сохранность тела), носили торжественный характер и длились несколько дней. Проводить эти уроки приглашали самых именитых ученый и врачей, а присутствовать могли их коллеги по цеху, студенты и обычные горожане. По случаю такого урока гильдией хирургов и был заказан групповой портрет Рембрандту.

Рембрандт. «Урок анатомии доктора Тульпа», 1632
Рембрандт. «Урок анатомии доктора Тульпа», 1632

Герои. Как раз в это время – 31 января – не повезло быть повешенным Адриаану Адриаансу по прозвищу Арис Киндт (Малыш). Его передали для публичной аутопсии гильдии хирургов, и он же оказался изображенным в самом центре полотна Рембрандта. Честь проводить урок досталась высокопоставленному чиновнику и главе гильдии хирургов доктору Николасу Тульпу. Остальные персонажи были теми, кто в духе того времени заказывал групповой портрет, оплатив свое присутствие на картине.

Загадка левой руки. Левая рука покойника явно не удалась: она очевидно длиннее правой, к тому же изображение её анатомического строения не соответствует реальному. Вероятно, художник переписывал руку несколько раз, в окончательном варианте срисовав её с журнала по анатомии. Кстати, кисть правой руки тоже была приписана позднее. Это стало видно при помощи рентгенограммы. Но почему Рембрандт изобразил начало вскрытия именно с руки человека, если традиционно оно начиналось с брюшной полости? Считают, что таким образом художник зашифровал религиозное послание (вполне в духе барокко): как сухожилия управляют рукой, так бог управляет людьми.

Список вместо шляпы. Доктор Тульп принадлежал к высшему сословию, и, чтобы подчеркнуть его особое положение в обществе, Рембрандт изобразил его в шляпе. Такую привилегию – находиться в помещении в шляпе – имели только очень знатные господа. Изначально еще один персонаж (самый верхний из группы наблюдающих) тоже был изображен в шляпе. Но по настоянию доктора Тульпа (который явно был тщеславен) шляпа была закрашена, но тень от нее осталась. Список с именами участников урока, находящийся в руке у одного из мужчин, тоже был добавлен художником позднее. Первоначально на нем был зарисовок анатомии руки человека.

Рембрандт. «Урок анатомии доктора Тульпа», композиция
Рембрандт. «Урок анатомии доктора Тульпа», композиция

Свет. Прямой свет на картине направлен в центр композиции – на труп, остальные персонажи довольствуются рассеянным светом , подающим на них мягкой светотенью. При помощи света, который для художников эпохи барокко был символом божественного, Рембрандт оставляет ещё одно послание: люди изучают анатомию человеческого тела, а бог – анатомию человеческой души.

Цвет. Цветовое решение полотна также работает на замысел художника. Рембрандт пишет картину в тёплой коричнево-песочно-бежевой гамме, резко затемняя края картины густым чёрным и высвечивая «неживое» ярким пятном холодного серовато-зеленоватого оттенка.

Композиция. Светотень на картине образует овал, дополнительно подчеркнутый изгибом книжного разворота в правом нижнем углу картины. Используя овальную композиции, особенно любимую мастерами барокко и рококо, Рембрандт добивается текучести и динамики изображения за счет смещения осей и центра. Это еще больше подчеркивает окоченение и неподвижность мёртвого тела, занимающего центральную часть полотна. Дополнительно художник смещает центральную ось композиции вправо, и всё равно зритель без труда находит главного героя картины. Почему?

Рембрандт. «Урок анатомии доктора Тульпа», уровни индивидуализации
Рембрандт. «Урок анатомии доктора Тульпа», уровни индивидуализации

Рембрандт выстраивает четыре уровня индивидуализации и ведёт зрителя последовательно от неживого к живому таким образом, что тот сам подсознательно вычленяет из общей группы главного персонажа:

Уровень 0. За константу неживого и обезличенного на портрете принимается труп. Это уже не человек, а мёртвое тело. Это и есть точка отсчёта, нулевой уровень.

Уровень -1. Если сам труп, как и одна из его рук, воспринимаются как нечто неживое, но принадлежавшее человеку, то вторая рука уже настолько обезличена, что представляет собой уже не часть тела, а просто экспонат, как скульптура, документы или другой артефакт. Это -1 уровень индивидуализации.

Уровень 1. На первом уровне находятся все участники портрета, кроме самого доктора (ну и трупа, конечно). Их позы динамичны, взгляд излучает интерес, однако все фигуры композиционно собраны вместе и отделены от главного персонажа, а лица очень похожи друг на друга. Рембрандт умышленно размывает индивидуальность каждого отдельного героя, чтобы на общем фоне ярче зазвучала самая главная фигура – доктор Тульп.

Уровень 2. Самым живым и индивидуальным предстаёт изображение доктора Тульпа. Его поза самая динамичная, а его доминирующая роль на полотне не вызывает сомнений. Рембрандт сталкивает индивидуальность доктора с общностью обучающихся, что создает иллюзию движения на картине при достаточно статичных позах её героев.

24 года спустя Рембрандт напишет другой свой урок – «Урок анатомии доктора Деймана», где отдаст должное классическому методу аутопсии через вскрытие брюшной полости, а пока ему еще предстоит длинный путь натюрмортов, пейзажей и групповых портретов, включая знаменитый «Ночной дозор».

Еще о необычных композиционных решениях можно прочитать здесь:

Где художник спрятал главного героя? Питер Брейгель Старший «Падение Икара»

Революционная композиция «Менин» Веласкеса и инцесты династии Габсбургов