Социокультурный контекст. Публичные уроки анатомии были обычным явлением как в Нидерландах в частности, так и по всей Европе в целом. Они проходили один раз в году, как правило, в зимние месяцы (чтобы обеспечить сохранность тела), носили торжественный характер и длились несколько дней. Проводить эти уроки приглашали самых именитых ученый и врачей, а присутствовать могли их коллеги по цеху, студенты и обычные горожане. По случаю такого урока гильдией хирургов и был заказан групповой портрет Рембрандту.
Герои. Как раз в это время – 31 января – не повезло быть повешенным Адриаану Адриаансу по прозвищу Арис Киндт (Малыш). Его передали для публичной аутопсии гильдии хирургов, и он же оказался изображенным в самом центре полотна Рембрандта. Честь проводить урок досталась высокопоставленному чиновнику и главе гильдии хирургов доктору Николасу Тульпу. Остальные персонажи были теми, кто в духе того времени заказывал групповой портрет, оплатив свое присутствие на картине.
Загадка левой руки. Левая рука покойника явно не удалась: она очевидно длиннее правой, к тому же изображение её анатомического строения не соответствует реальному. Вероятно, художник переписывал руку несколько раз, в окончательном варианте срисовав её с журнала по анатомии. Кстати, кисть правой руки тоже была приписана позднее. Это стало видно при помощи рентгенограммы. Но почему Рембрандт изобразил начало вскрытия именно с руки человека, если традиционно оно начиналось с брюшной полости? Считают, что таким образом художник зашифровал религиозное послание (вполне в духе барокко): как сухожилия управляют рукой, так бог управляет людьми.
Список вместо шляпы. Доктор Тульп принадлежал к высшему сословию, и, чтобы подчеркнуть его особое положение в обществе, Рембрандт изобразил его в шляпе. Такую привилегию – находиться в помещении в шляпе – имели только очень знатные господа. Изначально еще один персонаж (самый верхний из группы наблюдающих) тоже был изображен в шляпе. Но по настоянию доктора Тульпа (который явно был тщеславен) шляпа была закрашена, но тень от нее осталась. Список с именами участников урока, находящийся в руке у одного из мужчин, тоже был добавлен художником позднее. Первоначально на нем был зарисовок анатомии руки человека.
Свет. Прямой свет на картине направлен в центр композиции – на труп, остальные персонажи довольствуются рассеянным светом , подающим на них мягкой светотенью. При помощи света, который для художников эпохи барокко был символом божественного, Рембрандт оставляет ещё одно послание: люди изучают анатомию человеческого тела, а бог – анатомию человеческой души.
Цвет. Цветовое решение полотна также работает на замысел художника. Рембрандт пишет картину в тёплой коричнево-песочно-бежевой гамме, резко затемняя края картины густым чёрным и высвечивая «неживое» ярким пятном холодного серовато-зеленоватого оттенка.
Композиция. Светотень на картине образует овал, дополнительно подчеркнутый изгибом книжного разворота в правом нижнем углу картины. Используя овальную композиции, особенно любимую мастерами барокко и рококо, Рембрандт добивается текучести и динамики изображения за счет смещения осей и центра. Это еще больше подчеркивает окоченение и неподвижность мёртвого тела, занимающего центральную часть полотна. Дополнительно художник смещает центральную ось композиции вправо, и всё равно зритель без труда находит главного героя картины. Почему?
Рембрандт выстраивает четыре уровня индивидуализации и ведёт зрителя последовательно от неживого к живому таким образом, что тот сам подсознательно вычленяет из общей группы главного персонажа:
Уровень 0. За константу неживого и обезличенного на портрете принимается труп. Это уже не человек, а мёртвое тело. Это и есть точка отсчёта, нулевой уровень.
Уровень -1. Если сам труп, как и одна из его рук, воспринимаются как нечто неживое, но принадлежавшее человеку, то вторая рука уже настолько обезличена, что представляет собой уже не часть тела, а просто экспонат, как скульптура, документы или другой артефакт. Это -1 уровень индивидуализации.
Уровень 1. На первом уровне находятся все участники портрета, кроме самого доктора (ну и трупа, конечно). Их позы динамичны, взгляд излучает интерес, однако все фигуры композиционно собраны вместе и отделены от главного персонажа, а лица очень похожи друг на друга. Рембрандт умышленно размывает индивидуальность каждого отдельного героя, чтобы на общем фоне ярче зазвучала самая главная фигура – доктор Тульп.
Уровень 2. Самым живым и индивидуальным предстаёт изображение доктора Тульпа. Его поза самая динамичная, а его доминирующая роль на полотне не вызывает сомнений. Рембрандт сталкивает индивидуальность доктора с общностью обучающихся, что создает иллюзию движения на картине при достаточно статичных позах её героев.
24 года спустя Рембрандт напишет другой свой урок – «Урок анатомии доктора Деймана», где отдаст должное классическому методу аутопсии через вскрытие брюшной полости, а пока ему еще предстоит длинный путь натюрмортов, пейзажей и групповых портретов, включая знаменитый «Ночной дозор».
Еще о необычных композиционных решениях можно прочитать здесь:
Где художник спрятал главного героя? Питер Брейгель Старший «Падение Икара»
Революционная композиция «Менин» Веласкеса и инцесты династии Габсбургов