Найти в Дзене
Дорога без конца...

Уроки композиции. Учитель и ученик.

Оглавление

яндекс картинки
яндекс картинки

Изучение новых методов композиции в музыке второй половины ХХ — начала XXI веков за последние 20 лет выделилось в самостоятельную научную и учебную дисциплину . Эта дисциплина называется — теорией современной композиции и включает в себя изучение новых методов композиции и музыкальных явлений .

В России первым учением о композиции была «Мусикийская грамматика» . Автор Николай Дилецкий. (М., 1679, др. ред.— 1681);

Яндекс фото
Яндекс фото

Николай Павлович Дилецкий родился приблизительно в 1630 году в Киеве. Точная дата не установлена. Был композитором и музыкальным педагогом. Писал классическую и церковную музыку.

Дилецкий — автор музыкальных сочинений на литургические (церковнославянские) тексты, среди которых Воскресенский канон (на Пасху), три цикла Служб Божиих (один для четырёхголосного хора и два для восьмиголосного), «Иже образу Твоему» и др., Херувимская песнь.

В прошлых веках вообще не существовало единого учения о композиции. Обобщение современных художественных практик произошло на рубеже двух веков ХХ и ХХI. Понятие композиции сегодня охватывает множество отдельных стилевых направлений и техник.

Это понятие включает в себя, как традиционное тонально-тематическое письмо, так и методы композиции, исходящие из диаметрально противоположных нетрадиционных её трактовок .

1. Серийная техника

Сери́йная те́хника (нем. Reihentechnik ) — техника музыкальной композиции , использующая в качестве звуковысотной основы музыкального произведения серию (ряд) неповторяющихся звуков. Наиболее распространённая разновидность серийной техники — додекафония.

2. Додекафония

Слово- додекафо́ния произошло из двух греческих слов (додека — 12 и фон - звук) и означает технику музыкальной композиции , использующую серии из «двенадцати лишь между собой соотнесённых тонов» ( нем. «Кomposition mit zwölf nur aufeinander bezogenen Tönen» ) Изобретена выдающимся австрийским музыкантом Арнольдом Шёнбергом в начале 1920-х годов.

яндекс фото
яндекс фото

В современном обществе каждый человек сталкивается с произведениями музыкального искусства, которые, в свою очередь, в той или иной мере влияют на формирование его мировоззрения.

В таком быстро сменяющемся потоке событий незыблемой остается роль музыканта-педагога, главной целью работы которого является музыкальное развитие ребенка, воспитание активного творческого человека. Поэтому приоритетным подходом в обучении и приобщении детей к искусству становится направление их деятельности в русле практики, подкрепленной теорией.

Особое место в этом процессе отводится композиции.

Музыкальная композиция предполагает:

  • автора-композитора и его целенаправленную творческую деятельность;
  • отделимое от создателя и существующее независимо от него произведение;
  • воплощение содержания в объективированной звуковой структуре;
  • сложный аппарат технических средств, систематизированных музыкальной теорией.

Музыка является одним из самых трудоемких видов искусства. Поэтому создатель музыки – композитор – особенно нуждается в технической оснащенности. «Без мастерства в искусстве, – утверждал Д.Кабалевский, – не сделать ни шагу» .

Кабалевский  Дмитрий Борисович [17(30).12.1904, Санкт-Петербург — 14.02.1987, Москва] — русский композитор, педагог, общественный деятель. Один из наиболее выдающихся деятелей русской музыкальной культуры советского периода
Кабалевский Дмитрий Борисович [17(30).12.1904, Санкт-Петербург — 14.02.1987, Москва] — русский композитор, педагог, общественный деятель. Один из наиболее выдающихся деятелей русской музыкальной культуры советского периода

Более того, Кабалевский считал, что в труде композитора творчество занимает не более десяти процентов, а остальное составляет техника – знание и умение применять технические приемы.

«Композиция» в переводе с латинского языка обозначает произведение, составление, связь, построение, структура. Композиция обязательна для любых произведений искусства: музыкального, хореографического, театрального, литературного, изобразительного и др.

Понятие композиции имеет несколько объяснений, но детям необходимо более простое – это порядок в расстановке звуков, красок, событий, порядок в линиях и оттенках создаваемых внутри музыкального произведения.

Современное понимание композиции далеко от каких-либо схем, и рецептов ее построения, и тем не менее на своих занятиях я знакомлю детей с закономерностями композиции, говорю о правилах, о приемах, о средствах, о целостности и выразительности, о контрастности, новизне, подчиненности всех средств композиции замыслу, жизненности и воздействию на внутренний мир слушателей .

Данные закономерности помогают ученику делать маленькие «открытия» в своих работах, грамотно выражать сюжетную тематику.

Развивая понимание композиционных средств музыки, я особенно обращаю внимание на индивидуальность ребенка, стараюсь «ощутить» композиционные способности ученика в процессе его развития и предъявляю требования соразмерно с его силами, побуждая в то же время к дальнейшему творчеству.

Часть занятий я посвящаю рассказу о способах, которые позволят ребенку охватить самую основную схему построения, увидеть главное и наконец, определиться самому в каком направлении двигаться.

Много времени мы уделяем совместному прослушиванию музыкальных произведений, обращая внимание, как и когда они создавались. Мы вместе выясняем,- Какие педагоги повлияли на творчество будущих молодых композиторов?

Так, например, в раннем творчестве Россини , в его сонатах отмечается сходство с Гайданом и Моцартом. Молодые музыканты на начальных этапах своей будущей карьеры подражают своим педагогам и пользуются их помощью в построении своих мелодий. Со временем , у каждого настоящего музыканта формируется свой неповторимый стиль.

В процессе работы я сталкиваюсь с некоторыми трудностями: усилия детей могут раствориться в желании быстрее закончить утомительный урок, уклонится от решения сложных композиционных задач и переключиться на что нибудь другое.

Ведущей ролью обучения композиции является творческий подход к развитию воображения, звукового восприятия окружающего мира.Когда ребенок устает от урока, то его внимание нужно на время переключать, это касается любых занятий, даже дистанционных.

https://vk.com/id182402574?z=video182402574_456239042

Таким переключением могут быть спортивные пятиминутки или музыкальные шутки во время работы, а далее можно настойчиво возвращать к выполнению заданий, таким образом удерживаем внимание детей в процессе задания.

Перед учащимися в ходе всего процесса обучения и воспитания на занятиях композицией необходимо ставить посильные задачи, выявляя интересы и возможности ребенка, тогда результат не заставит себя долго ждать.

Фото автора с конкурса композиторского мастерства.
Фото автора с конкурса композиторского мастерства.

Это работа моего ученика, отмеченная на конкурсах. Если вы хотите продолжить разговор о педагогике и музыке, то жду вас в своем блоге.