Увековечение памяти погибших в греческом геометрическом искусстве.
В отличие от сегодняшнего дня, планирование похорон в Древней Греции может быть длительным и сложным процессом. Родственники покойного устраивали сложные погребальные обряды, чтобы оплакать, почтить и отпраздновать умерших, а также устанавливали памятный памятник, чтобы отметить место захоронения.
Нарисованные сцены на двух больших афинских вазах, которые теперь выставлены на недавно восстановленной вилле Гетти —включая исключительное новое приобретение, впервые выставленное на всеобщее обозрение,—подчеркивают основные события традиционных греческих похорон.
Стандартные изображения погребальных обрядов на керамике греческого геометрического периода (около 900-700 гг.) Они иллюстрируют практические шаги, которые семья должна предпринять, чтобы должным образом заботиться об умерших и гарантировать переход от смерти к загробной жизни.
Шаг Первый: Протез
Первым шагом было протезирование , или выкладывание тела, обычно в домашних условиях. В Греции женщины играли центральную роль в этом обряде. Они омыли и одели тело, помазали его маслом и положили на носилки или кровать. Носилки обычно покрывали подушками и одеялами, вызывая ассоциации между сном и смертью. Во время этого бдения родственники и друзья пришли оплакать усопшего и засвидетельствовать свое почтение.
В главной сцене, на теле одной из ваз, труп покоится на высоких носилках, а мужчины и женщины стоят по обе стороны, воздевая руки в жестах скорби. Один человек протягивает руку, чтобы коснуться подножия гроба, в то время как другой опускается на колени у изголовья. Еще две фигуры опускаются на колени. Скорбящие женщины украшают горлышко вазы, подчеркивая скорбный характер события.
Шаг Второй: Экфора
Вслед за протезом скорбящие несли покойного на кладбище в похоронной процессии-экфоре , которая обычно совершалась перед самым рассветом. Они перевозили тело на колеснице, телеге или пешком—эквивалент нашей современной автомобильной кавалькады. Музыканты и исполнители часто сопровождали это публичное представление, как мы видим на горлышке недавно приобретенной вазы Гетти.
Группа мужчин следует за музыкой флейтиста, а на противоположной стороне женщина с венком ведет за собой ряд женщин, танцующих рука об руку. Змеи, традиционно ассоциирующиеся со смертью, скользят по ручкам, плечам и краю вазы. Сцены, изображающие мужчин в колесницах, запряженных лошадьми, и вооруженных солдат, могут представлять собой церемониальные процессии или погребальные игры, проводимые в честь умершего.
Шаг Третий: Интернирование
Сами вазы отмечали заключительный этап-погребение трупа. Оба сосуда первоначально служили надгробными плитами на кладбище. Их большие размеры и декоративная тематика раскрывают их функцию как погребальных памятников. Но не все могли позволить себе такие изящно украшенные вазы. Богатые семьи помещали эти более сложные сосуды в места захоронений в знак своего элитного положения в обществе.
Наиболее распространенные декоративные мотивы—колесницы, воины и лошади—вероятно, символизировали героический мир аристократических воинов и их экипировку. Битвы и обряды для мертвых-это повторяющиеся темы в эпических поэмах Гомера, "Илиаде " и "Одиссее ", которые были записаны впервые в геометрический период.
Шаг Четвертый: Поминовение
Древние греки считали, что момент, когда психика (душа) покидает тело-это только начало смерти. Каждое событие, подробно описанное на вазах, выставленных на вилле Гетти, обозначало необходимый этап в переходе к загробной жизни. Чтобы присоединиться к мертвым, требуется выполнить все эти шаги; в конце концов, Гадес принимает в подземный мир только тех, чья смерть завершена.
Поэтому погребальные сцены, украшающие эти памятники, увековечивают весь процесс, а не только человека, который умер. Хотя украшение предвосхищает более поздний интерес к человеческим фигурам, изображения умерших в геометрическом искусстве редко показывают персонифицированные черты, отличные от пола.
Альтернативный способ увековечить память
Такое отношение к памяти умерших значительно контрастирует с архаическими (700-480 до н. э.) и классическими греческими (480-323 до н. э.) каменными могильными памятниками, которые не только изображают умерших с индивидуальными чертами, но и часто идентифицируют их по имени.
На одной из стел пятого века до нашей эры, также выставленной на вилле, воин в шлеме идет в бой с поднятым щитом и копьем наготове. Греческая надпись выше идентифицирует его как Поллиса, сына Асопихоса, который погиб от рук “татуировщиков". Татуированными врагами, упомянутыми в эпитафии, были фракийцы, племя с Севера, которое сражалось на стороне персидских захватчиков в войне 480-479 годов до н. э. Надгробный памятник увековечивает память не только Поллиса, но и его смерть как павшего воина.
Все эти памятники иллюстрируют, как греки поминали умерших. Они подтвердили, что умершие успешно перешли в подземный мир и сохранили свою память для будущих поколений. Связь между царствами живых и мертвых была вплетенный даже в жизни. Эти две вазы были сделаны на главном кладбище древних Афин—Керамейкос, названном так от греческого слова "керамика",—которое находилось сразу за городскими воротами. Поэтому, приближаясь к Афинам, путешественник должен был сначала пройти через настоящий город мертвых.
(перевод статьи. Первоисточник: https://smarthistory.org/commemorating-the-dead-in-greek-geometric-art/ )