Найти тему
Никита Зинов

Нужен ли Уфе трамвай в 2040 году

Оглавление

Сейчас широко обсуждается проект генплана, созданный московским Институтом Генплана Москвы. Ознакомиться с которым можно здесь .

В данной статье я решил обсудить ту часть генплана, в которой предлагается расширить сеть трамвая более чем в 3 раза.

Как указано в проекте:

Трамвайная сеть
35,4 км - существующая протяжённость
119,5 км - планируемая перспективная протяжённость
806 тыс. чел - население в зоне пешеходной доступности
62% - доля населения проживающего в зоне обслуживания трамваем

Текущая ситуация

Совокупный трамвайны парк составляет 133 единицы, на основе данных Википедии .

Большую часть трамвайного парка Уфы представлены трамваями производимый еще в СССР 71-608 (КТМ-8) Усть-Катавского вагоностроительного завода имени С. М. Кирова (хочу уточнить, данный трамвай производится и по сей день и вероятно в трамвайных парках присутствуют экземпляры произведенные в обозримом прошлом).

71-608 (КТМ-8) Усть-Катавского вагоностроительного завода имени С. М. Кирова
71-608 (КТМ-8) Усть-Катавского вагоностроительного завода имени С. М. Кирова

На втором месте в трамвайных парках, это также произведенный в советские годы трамвай Tatra T3 Чехословацкой компанией ЧКД (Чешско-мора́вская Ко́лбен-Да́нек).

Tatra T3 Чехословацкой компанией ЧКД (Чешско-мора́вская Ко́лбен-Да́нек)
Tatra T3 Чехословацкой компанией ЧКД (Чешско-мора́вская Ко́лбен-Да́нек)

Очень редко можно встретить новые модели 71-623 (КТМ-23) того же Усть-Катавского вагоностроительного завода имени С. М. Кирова.

71-623 (КТМ-23) Усть-Катавского вагоностроительного завода имени С. М. Кирова
71-623 (КТМ-23) Усть-Катавского вагоностроительного завода имени С. М. Кирова

Так вот, к чему это я… А к тому, что внешний вид трамвайного парка оставляет желать чего-то более красивого, экономичного и удобного для всех жителей.

Кроме этого, не зависимо от внешнего дизайна, трамвай это лишний шум, вибрации, передаваемые на дорожное полотно и соседние здания, провода закрывающие небо, разбитый асфальт на трамвайных путях (не забываем в правилах ПДД трамвайные пути являются дополнительной полосой движения).

Соответственно для реализации описанного в проекте генплана увеличения общей протяженности трамвайных путей в 3 раза, необходимо вложить значительные денежные средства, на прокладку трамвайных путей, прокладку электрических линий и расширение трамвайного парка.

И я тут задумался, а такая ли это хорошая затея с экономической точки зрения, ведь мало закупить трамваи и проложить рельсы, туда куда нужно, ведь нужно еще и поддерживать это все в исправном состоянии. И вспомнил одну из поездок в столицу нашей Родины — Москву, когда совершенно случайно прокатился на Электробусе, я подумал: «А сколько стоит это удовольствие и на сколько дороже чем трамвай?!».

На сайте Госзакупок нашел несколько контрактов на закупку Трамваев, Электробусов, Зарядных станций для Электробусов и капитальный ремонт трамвайных путей.

Давайте рассмотрим подробнее:

Трамвай

Контракт на закупку 114 трамваев для Москвы различной комплектации и их сервисное обслуживание в течении 30 лет на общую сумму 22 150 379 733,51 рублей. Из указанной суммы можно рассчитать, что годовая стоимость эксплуатации одного трамвая составляет 6 476 719,22 рублей.

22 150 379 733,51 / 114 / 30 = 6 476 719,22

По поводу ремонта трамвайных путей, сложнее… Однозначно оценить стоимость работ достаточно сложно, но на сайте Госзакупок я нашел Контракт на капитальный ремонт трамвайных путей в тоннеле в Перми протяженностью порядка 100 метров на сумму 15 534 074,90 рублей. Из этой суммы можно рассчитать, что стоимость капитального ремонта одного километра путей составляет 155 340 749,00 рублей. Да, вероятно, это сумма может быть и ниже, но не забываем, по плану, необходимо увеличение протяженности путей в 3 раза, а это не просто капитальный ремонт, а проектирование новых трамвайных линий, электро сетей и т.д.

Электробус

С электробусом, на мой взгляд меньше текущих расходов, а именно само его движение возможно без железнодорожных путей, электрических линий и сопоставимо с автобусом. От движения электробуса не разрушается дорожное покрытие, нет вибрации, передающейся на соседние здания, что также снижает расходы на поддержание этих зданий в сохранности или при проектировании новых нет необходимости закладывать дополнительную прочность и устойчивость к вибрации.

Не говоря уже о комфорте жителей горда, в плане шума, дополнительных полос на дорогах, на которые можно выехать не боясь оставить подвеску автомобиля на ней.

Так вот, на Госзакупках также есть Контракт на закупку 100 Электробусов для Москвы с сервисным обслуживанием на срок 15 лет на сумму 5 692 395 703,40 рублей. Аналогично рассчитываем, что год обслуживания одного электробуса составляет 3 794 930,47 рублей.

5 692 395 703,40 / 100 / 15 = 3 794 930,47

Также необходимо закупить зарядные станции для этих Электробусов, как рассчитать их количество?! Я предположил, что их необходимо расположить в местах стоянок Электробусов, сейчас в Уфе 3 автобусных парков и 8 трамвайных колец, некоторые гаражи рядом с трамвайными кольцами, и южная часть города (Дема, район Меги) не имеет своих автобусных парков. Предположим, что необходимо 10 зарядных станций, которые будут равномерно распределены по городу.

Ведь Электробус не привязан к д/ж путям и маршруты можно выстроить таким образом, чтобы конечные остановки располагались на зарядных станциях.

На сайте Госзакупок есть Контракт на закупку и установку зарядной станции в городе Москве на общую сумму 979 200 000,00 рублей. Хочу тут уточнить, на Госзакупках было несколько подобных контрактов, но именно этот числился заключенным, поэтому я выбрал для расчета его. Итоговая стоимость закупки 10 станций составит 97 920 000 000,00 рублей.

Также, опционально, можно рассчитать стоимость демонтажа трамвайных путей. Также на портале Госзакупок найден Контракт на демонтаж трамвайных путей в Твери общей протяженностью проядка 4 километров на общую сумму 92 099 370,00 рублей. Из этой суммы следует, общая стоимость демонтажа текущей трамвайной сети в 35,4 километра по данным из проекта генплана составит 815 079 424,50 рублей.

92 099 370,00 / 4 * 35,4 = 815 079 424,50

Сравнение

Давайте теперь сравним оба варианта в перспективе 30 лет. Будем счтиать, что за эти 30 лет, при реализации «трамвайного вектора» будут закуплено 100 новых трамвайных вагонов, построены новые трамвайные пути, и произведен полный капитальный ремонт уже существующих линий. А при реализации «электробусного вектора» будет закуплено 100 электробусов, построены зарядные станции и демонтированы трамвайные пути (или не демонтированы приведу оба расчета).

Таблица сравнения двух видов транспорта
Таблица сравнения двух видов транспорта

Как видно из Таблицы, стоимость «электробусного вектора» обойдется дешевле на 16 001 506 331,00 рублей даже с учетом демонтажа трамвайных линий. А без демонтажа экономия будет еще больше и составит 16 816 585 755,50 рублей. В процентном соотношении экономия составит 42% и 44% соответственно.

Не говоря уже об имиджевых плюсах (образ прогрессивного города) и связанных с этим доходах.

Вывод

Хочется подвести итог, касательно данного пункта в проекте генплана, что он не соответствует интересам горожан и хотелось бы, чтобы Администрация города все взвешенно оценила и приняла верное решение!