Найти тему
HIFIDECK

Пионеры от Хитачи, часть 1

Всем добра! Сегодня речь пойдёт не о продукции знаменитой фирмы Pioneer, а о кассетных первенцах другой, несколько менее раскрученной, по крайней мере на территории бывшего союза, фирмы Hitachi. А ведь это совсем несправедливо, ибо Hitachi внесла свой и очень немаленький вклад в развитие кассетных дек.

Наверно любой любитель магнитной записи, на вопрос, кто же первый сделал 3-х головую деку, ответит Nakamichi. Ну и вообщем-то да, я не собираюсь придумывать какую-то "сенсацию" итд. Но дело в том, что Nakamichi, выпустив в 1973-ем году модели 1000 и 700, сделала именно 3-х головую, в полном понимании этого слова деку, так-же как классический катушечный магнитофон, три раздельные, независимые друг от друга головки.

Если же взять любую деку какого-либо производителя, будь то Teac, Kenwood или Sony, то в них стоят так называемые сендвичи, то есть сдвоенная записывающая + воспроизводящая головки. А кто-же был первенцем с таким вот сендвичем? Да, это была дека от Hitachi с их первой моделью Lo-D D-4500.

К сожалению, дека не нашла своего покупателя и весьма малоизвестна. Та же Nakamichi 1000 известна куда шире, просто в разы. И в этом кроется некоторая несправедливость. Хотя и Hitachi, нужно сказать, в этом тоже виновата, подошла к конструкции и дизайну не совсем удачно. Во первых, дека "лежачая", а Нак уже был вертикально ориентированный и это было время, когда и другие производители постепенно стали переходить на фронтальную загрузку кассеты. Во вторых, в Хитачи видимо решили, что они создали очень крутой аппарат и спозиционировали его почти как студийный. Посмотрите на его вертикальную индикаторную панель, явное влияние студийных катушечников. Ну и конечно цена. Как видно из рекламного проспекта, 200 тысяч йен, это круто. Да, тысячник от Nakamichi стоил ещё дороже, но 3-х головая семисотка уже заметно дешевле - 138 тыс. Все остальные деки того времени были ещё дешевле, причём значительно.

Ну а наворочена D-4500 была душевно. Во первых, повторюсь, первый в мире сендвич, причём, если у Nakamichi головки были пермаллоевые, то в Hitachi стеклоферритовые. Технологически, это было сложнее, особенно, учитывая их небольшие размеры и необходимость очень точно скрепить их между собой. Малейший перекос и вы уже не сможете точно настроить деку... Вообще, на тот момент Nakamichi не была продвинутой, в плане технологий фирмой. Да, там собралась команда энтузиастов, которые решили создать самую-самую деку, за что им поклон и хвала, но, читая например интервью с их разработчиками, некоторые моменты, сейчас вызывают удивление. К примеру, для изготовления пластинок, для сборки сердечника головки, в Nakamichi не было соответствующего оборудования, чтобы обеспечить необходимую толщину. В результате, их пластинки получались более толстыми, нежели было необходимо для сборки головки. Но, не желая поступаться качеством и характеристиками головок, уже готовые пластины, дополнительно вытравливали электролизом, достигая необходимой толщины. В Hitachi же, с оборудованием дела обстояли получше и они могли изготавливать то, что хотели.

В результате у них и появилась, также как и Нак, в 73-ем году их знаменитая головка с обозначением R&P.

-2

Как и в тысячнике, в 4500 был впервые (для Hitachi) использован закрытый тракт, или два тонвала. Причём говорить, что кто-то у кого-то подсмотрел, не верно, деки проектировались практически одновременно и разными по конструкции. Оба тонвала приводились в действие пассиком. При этом, ЛПМ был 3-х моторным, два остальных двигателя работали, каждый на свой, если можно так выразиться, подкатушечник, что очень редкое решения для кассетников. В 4500 также впервые был использована система DCCS или же калибратор со своим генератором в 400 Гц.

Конечно, в Hitachi понимали ограниченность спроса на такой дорогой и сложный аппарат и вскоре, свет увидела следующая, несколько упрощённая, но также 3-х головая D-3500.