предыдущая часть здесь
Список всех частей - здесь
В работе О.А.Сухаревой «Пережитки демонологии и шаманства у равнинных таджиков» говорится, что «дэв любит детей, особенно девочек, и не вредит им. Не показываясь взрослым, он часто является детям: «если окажется где-нибудь девочка (в одиночестве), он, радуясь, выходит»[ 4 24 ] .
Любит детей и чувашский арсури: «Рассказывают, будто одна чувашка забыла ребенка в поле. На плач приходит к ребенку арсури и начинает успокаивать его»[ 425 ] .
По рассказам забайкальских казаков, «водяные черти часто выходят из воды и играют с купающимися детьми»[ 426 ] .
Видно, из любви к детям человека демоны берут их иногда под полное свое попечительство, ничуть не заботясь о последствиях такого шага. В грузинском фольклоре есть запись о том, как пропал мальчик, а «пастухи передавали, что они видели, как чинка уносил его в пещеру»[ 427 ] .
По словам таджика Сафара Шейха из кишлака Боршид, он однажды «встретил аджину, несущую ребенка. Он прикрикнул на нее и велел ей оставить малютку. Аджина не послушалась, тогда он выпустил на нее собаку. Аджина бросила ребенка и убежала. Ребенок оказался «xorzo» (сын сестры) Сафара»[ 428 ] .
В белорусском фольклоре одному из леших предъявлено обвинение в том, что «украв ен люльку з дятеночком и заховав на бярезину»[ 429 ] .
П.Ефименко в «Демонологии жителей Архангельской губернии» приводит такой рассказ: «Ходил полесовщик по лесу, стрелял птиц, и пришел в избушку ночевать; избушку вытопил, поставил варить птицу, а сам лег на лавку отдыхать. Вдруг залаяла собачка на дворе, и видит пихается в двери вроде (опять это замечательное «вроде». — Д.Б.) человека необнакновенной величины; потом зашел в избушку, держит младенца в руках и повертывает его перед очагом, хочет отогреть его. Младенец ревит в руках, наконец чихнул. Полесовщик говорит: с нами Свят Дух, яко с нами Бог. Он (леший) бросил младенца, унес стойки и двери, все выломил, вышиб, да и убежал; а младенец у мужика остался. Леший уворовал его у кого-нибудь»[ 430 ] .
Как я понимаю, на попечении этого сердобольного лешего, кроме похищенного младенца, была и собачка, та самая, что залаяла на дворе, поскольку о собаке полесовщика ничего не сказано.
В.Н.Перетц в работе «Деревня Будогоща и ее предания» (Новгородск. губ.) пишет, что «лесовые иногда уводят детей и воспитывают их у себя в лесах. Дети дичают, перестают понимать человеческую речь и носить одежду».
В Крестецком уезде, в деревне Ямницы «четыре года тому назад, продолжает автор, лесовой увел ребенка, мальчика лет 13. Нынче мальчик этот воротился; весь он был покрыт кожей, толстой как кора, от одежды остался только ворот, а сверх того, мальчик забыл совершенно говорить и с трудом учился теперь вновь»[ 431 ] .
В похищении детей уличаются также мордовские вирь-авы, ногайские албаслы, польские boginki, галицкая «богыня», якутский чучуна.
Чрезмерное чадолюбие вообще типично для приматов. «В окрестностях города Джодхпура (Северо-Западная Индия), где бродит немало диких обезьян, установлено более 20 случаев хищения детенышей самками другой группы.
«…Похитительницы — обычно молодые самки, рожавшие и нерожавшие, беременные и даже имеющие собственных малышей. Воруют они приплод у молодых же самочек, не имеющих опыта обращения с новорожденными»[ 432 ] . Известны также случаи похищения обезьянами детей человека.
Человек же неудержимо стремится обзавестись детенышами животных: щенятами, котятами, медвежатами, волчатами, лисятами… Несомненно, именно таким путем человек одомашнивал диких животных. Все это наводит на мысль, что и ближайший дикий родственник человека может питать слабость к детенышам животных и иногда уносит в лес не только детей, но и щенят. Вырастая, такой щенок превращается в лучшего друга лешего.