Мое почтение!
По-настоящему обидно, когда одно из величайших литературных явлений забывается. В современном мире, на русскоговорящих платформах и площадках имя Уолта Уитмена почти не звучит. На него не ссылаются, о нем не рассказывают, его имя для многих слышится впервые.
А ведь когда-то он громогласно кричал на весь мир, и мир отзывался ему. Он говорил с человечеством на языке безмерной любви. И наши соотечественники были одними из первых, кто признал величину поэта вне его родины – Америки.
Им воодушевлялся Иван Тургенев. Его тепло воспринимал Лев Николаевич Толстой. А самым активным распространителем творчества Уитмена стал Корней Иванович Чуковский.
Несмотря на то, что первая статья о творчестве Великана пролетела впустую, совсем ничего не набрав, я все же хочу поднять эту тему снова. И рассказать, донести до вас имя Уолта Уитмена.
Лучший совет, который можно дать и получить – читай Уитмена. Найдешь в нем все.
Биография
Сам поэт в одном из своих стихотворений задавался вопросом, восклицая: неужели и обо мне напишут лживую биографию? И посчитают, что они знают меня? Но ведь никто, даже я – не знаю, кто я таков!
Но нам, потомкам, ничего не остается, кроме как рассказывать о жизни поэта, будто бы мы знали, кем он в точности был, что любил и чем увлекался. Однако, без этих объяснений у читателя нет сути человека, его поэзия остается неясной.
В другом же тексте, обращаясь к потомкам, Уолт, напротив, просил говорить о нем. Говорить часто и много.
Если хотите отыскать поэта – то он под вашими подошвами.
Потому давайте поступим так: я лишь кратко намекну о нем, а лучше всего о себе расскажет сам Уитмен, когда попадет в ваши руки.
Итак, Уолт Уитмен – поэт безвременности и бесконечности, музыкант Вселенной. Провидец, пророк, который написал всего одну значимую книгу, но она, в свою очередь, создала всю последующую американскую литературу. И не только: его влияние на мир, на искусство, до сих пор не оценено в полной мере. А ведь прошло больше 170-ти лет…
И казалось бы, чтобы подобных высот достичь, нужно работать всю жизнь, посвятить всего себя делу пера!
Но только не в случае Уолта – он большую часть своей жизни даже не подозревал, чего он хочет. Родился в обычной семье, в провинции, два века назад, в 1819-ом году, в последний день весны. В юношеском возрасте решил рвануть в центр страны – Нью-Йорк, но быстро вернулся назад. Работал то тут, то там: репортером, редактором, автором заметок в местных газетенках, учительствовал.
Слыл огромным лентяем, но ему это в укор не ставилось. Напротив, Поэт еще до своей литературной деятельности умел притягивать к себе простой народ. Его повсюду встречали и любили, посмеиваясь лишь над его медлительностью, сонливостью и вечной вялостью.
«Это такой лодырь, что требуется два человека, чтобы раскрыть ему рот!», говорил о нем издатель газеты, в которой Уитмен некогда работал.
А потом, словно по волшебству, он взял и написал невероятнейший сборник стихотворений, сам не до конца осознавая, чего натворил! К тому времени он клонился к сорока годам, голова равномерно поседела, а он даже не догадывался, что он – гений.
Он изменился в мгновение. Вместо привычного вялого и ленивого образа жизни, вместо того чтобы плыть по течению, он упрямо, смело, с великой целью набросился на волны. И начался его путь героя, поэта.
Сам Уитмен вспоминает свое неожиданное прозрение так:
И это поражает по-настоящему. Рождается новый мир, новый жанр, новый певец свободы, равенства, радости и любви. В следующие семь лет поэт целеустремленно и сосредоточенно работает над сборником стихотворений «Листья травы». Книга завоевала всемирную славу. Но далеко не сразу, не сейчас.
Позднее говорили о том, что Уолт Уитмен выполнил колоссальную задачу, он стал воплощением своей страны, создал новый жанр. Писали, что это самая американская книга из всех когда-либо существовавших. Но это было потом.
А тогда, в середине 19-ого века у него по-прежнему не было ничего, кроме своих текстов, в которых Уитмен уместил весь мир. Никто не хотел издавать его сборник, он занялся делом сам. Напечатал 800 экземпляров в маленькой типографии. Первые труды увидели свет в 1855-ом году. И со всех сторон на автора «Листьев травы» полилась грязь, самая жестокая и разрушительная критика.
Он раздаривал сборник друзьям и товарищам, высылая его почтой, но посылки возвращались назад. Иногда – подкрепляемые бранью и негодованием. Один из современных писателей того времени демонстративно швырнул сборник в огонь. Автора называли свиньей, его работу – грязью и перегноем, чумой и ядом. Каждый уважающий себя издатель считал честью самыми мерзкими словами обругать поэта.
Но он в этой буре выстоял. И пошел на хитрость: он сам, анонимно, отправлял в газеты хвалебные рецензии на свои труды. Но это не особо изменило ход дел. Даже поощрение и признательность самого влиятельного публициста и философа той эпохи не спасла ситуацию.
Поэту безвременья помогло время
Сами по себе появлялись ценители из разных слоев общества. Эта поэзия должна была настояться, и из года в год ее вкус стали подмечать в более широких кругах. Только когда Америка заговорила своим литературным языком, тогда все поняли, чей голос натолкнул страну на верный путь. И все это было позже. Позже о нем услышали во всем мире. Позже в поэта влюбился Иван Тургенев, оценил Лев Толстой, и посвятил книгу Корней Чуковский.
«Листья травы»
Новаторство поэзии Уитмена проявилось в его отказе от классических форм, за что на него и обрушилась брань всего литературного сообщества. Уолт придумал жанр «белого стиха», «верлибра». Он воспевал простой народ, пичкал текст такими непоэтичными словами, как: керосин, заводы, трактор, газ… и так далее.
Пока иные поэты воспевали природу, страдания, любовь, женщин, Уолт находил прекрасное в пыли, траве, насекомых, звездах, в усталых рабочих, моряках, трудягах всех сортов.
Сейчас его поэзия способна дать новое видение мира – масштабное, радостное и вселенское. Уолт стал первым певцом космоса. Его творчество зародилось в годы расцвета естественных наук, каждая из которых вдохновляла и наполняла поэта.
Поэт в первую очередь стремится не слыть поэтом, а вдохнуть себя в каждого. Он хочет, чтобы его голос радости и воспевания мира услышали повсюду, чтобы ему отозвался всякий, до кого он донесется. Он весь – больше, чем человек, больше, чем космос и вселенная. И убеждает, что эта мысль должна быть заложена в каждом.
Всякая вещь в мире родная ему, он каждой касается, пробует ее и ласкает. И делает это так, как никто не делал до:
Его красота – простота, доходчивость, громкоголосость и непоколебимая вера.
Несмотря ни на что, при жизни автора сборник был перевыпущен 6 раз. В момент первой публикации это была небольшая брошюрка. Спустя годы – книгу уже наполняло почти 400 стихотворений.
В начале 1860-ых Уолт узнал, что его брат тяжело ранен. И волонтером пошел помогать в военный госпиталь, где проработал несколько лет, не страшась болезней, которые свирепствовали в больницах. Он, седовласый, крепкий, смиренный и медлительный старик спасал солдат одним лишь своим видом.
Со слов одного очевидца:
Эти годы значительно ударили по здоровью поэта: он впервые в жизни заболел, а после, в 1870-ых, его и вовсе разбил паралич. И несмотря на это, он до конца своих дней продолжал дополнять сборник, оставался жизнерадостным и стремился помочь всем вокруг. Он не боялся ничего: ни времени, ни боли, ни болезней, ни смерти.
Когда Уитмена не стало, проститься с ним пришли толпы верных товарищей. Его тексты продолжают жить. Ему ставят памятники: первый поставили в Нью-Йорке, второй – в Москве.
Он – не создатель поэм. Он – создатель поэтов.
Впрочем, не мне это доказывать. Думаю, автор прекрасно справится с этим сам, только дайте ему эту возможность. Итак, что читать:
Уолт Уитмен, «Листья травы»;
Корней Чуковский, «Мой Уитмен».
Можно читать эти книги параллельно, можно сначала Чуковского, затем Уитмена, можно – наоборот. Можно вообще прочесть только одну из них. В любом порядке понимания. И давайте закрепим:
Лучший совет, который можно дать и получить – читай Уитмена. Найдешь в нем все.
Палец вверх и комментарий – вот что помогает Таверне становиться лучше! :)
Помни и об этом.