Найти в Дзене
Умное развитие

Проверяем внимание и память будущего первоклассника

Проверяем внимание и память будущего первоклассника
Проверяем внимание и память будущего первоклассника

Главные составляющие в готовности ребенка к школе – хорошо развитые внимание и память. Без развитого внимания ребенок не сможет сконцентрироваться на уроке, усидеть за партой длительностью в урок.

Измерить развитие внимания у дошкольника помогут тесты:

· Пособие Олеси Жуковой «Тесты на развитие памяти в внимания»

Не плохое пособие, но, на мой взгляд, слишком больше количество заданий для диагностики, я бы уменьшила вдвое и отфильтровала только самые подходящие и понравившиеся. Подойдет педагогам по подготовке к школе. В пособии прилагается полная инструкция как проводить тест и подвести итоги по результатам.

Пособие Олеси Жуковой
Пособие Олеси Жуковой

· Тест Бурдона для диагностики концентрации и устойчивости внимания

-3

Тест включает в себя корректурные пробы, которые очень удобны для тестирования. Будет удобно проводить диагностику как индивидуально, так и с подгруппой детей. Ребенку предлагается за определенное время вычеркнуть заданные элементы на бланках. Каждые 60 секунд дается команда: «Черта», после чего ребенок проводит линию в том месте, где остановился на данный момент. Тест продолжительностью 10 минут. Есть корректурные пробы для дошкольников и младших школьников. Для дошкольников это упрощенные картинки, а если это буквы, то они крупнее, чем в корректурных пробах для младших школьников.

Обработка результатов: Оценка результатов происходит по количеству не зачеркнутых ребенком знаков, учитывается время выполнения задания и количество знаков, которые ребенок не увидел и не зачеркнул. Важный критерий – качество и темп выполнения корректурных проб.

· Тест «Найди и вычеркни» (на продуктивность и устойчивость внимания от Т. Д. Марцинковской)

"Найди и вычеркни"
"Найди и вычеркни"

Ребенку предлагается рисунок, на котором в случайном порядке даны изображения фигур или картинок (гриб, мячик, звезда, круг, прямоугольник, цветок и т.д.). Перед началом тестирования ребенка инструктируют. Суть методики заключается в том, что ребенок смотрит на картинки со знакомыми предметами, а когда педагог произносит: «Начинай», ребенок по строчкам ищет предметы, которые ему называют и зачеркивает их. Это продолжается до тех пор, пока педагог не произносит слово: «Стоп» (ребенок останавливается и показывает изображение, на котором он остановился). После ребенок снова продолжает зачеркивать предметы, так продолжается несколько раз, пока педагог не скажет слово: «Конец».

Тестирование длится 2,5 минут, каждые 30 секунд говорится слово: «Стоп».

Давать задание искать разные предметы ребенку нужно разными способами, например, перечеркивать круг вертикальной линией, а прямоугольник подчеркивать снизу.

Результаты теста считаются по графику с кривой линией и по формуле, поэтому такая диагностика больше подходит для педагогов, родителям понадобится время, чтобы разобраться в интерпритации результатов. При анализе результатов смотрится количество ошибок, допущенных ребенком, количество предметов, которые он посмотрел и время.

Тесты на проверку памяти дошкольника:

Стоит обращать внимание на зрительную и слухоречевую память дошкольника.

Слухоречевая память:

· Тест Венгера. Ребенку нужно медленно назвать десять простых слов с интервалом в 5 секунд: кот, ель, дом, зима, игла, мост, брат, конь, очки, стул. После чего ребенка просят назвать слова, которые он запомнил. Если ребенок называет 4-5 слов с первой попытки, это норма.

Зрительная память:

· Методика Векслера. Ребенку предлагается 4 картинки, на каждую из которых он будет смотреть в течении 10 секунд. После чего картинки убираются, а ребенку предлагают их нарисовать по памяти на чистом листе бумаги.

Тест Векслера
Тест Векслера
Тест Векслера
Тест Векслера
Тест Векслера
Тест Векслера
Тест Векслера
Тест Векслера

Тест Векслера результаты
Тест Векслера результаты

Обработка результатов:

• хорошей зрительной памяти свидетельствует результат — 10 и выше баллов,

• средней зрительной памяти свидетельствует результат — 9 – 6 баллов,

• низкой зрительной памяти свидетельствует результат – 5 – 0 баллов.

Образная память. Развитие образной памяти напрямую отвечает за красивый почерк ребенка в школе.

· Тест на образную память

Ребенку предлагается 12 образов в виде картинок на таблице. На протяжении 30 секунд образы ребенку нужно запомнить.

После того, как таблица убирается. Ребенку предлагается нарисовать образы или выразить их словесно.

Тест на образную память
Тест на образную память

Обработка результатов: 6-10 правильных ответов – это норма.

Ассоциативная память – отвечает за связь между событиями и фактами, предметами и явлениями, которые отражаются в сознании человека и надежно закрепляются у него в памяти. Ассоциации и умение их строить – важная часть нашего разума, поэтому процесс запоминания можно и нужно рассматривать с точки зрения ассоциаций.

· Тест на ассоциативную память

Ребенку предлагается рассмотреть предметы, изображенные на картинке и запомнить, с чем они связаны. По рисунку проводится беседа.

После чего ребенку предлагается отдельный листок и изображением части предметов, к которым нужно дорисовать ранее уведенную им ассоциацию.

Тест на ассоциативную память
Тест на ассоциативную память

Тест на ассоциативную память ч.2
Тест на ассоциативную память ч.2

Обработка результатов: все правильно выполненные задания говорят о высоком уровне развития ассоциативной памяти, если ребенок правильно выполняет все задания, но рисует лишний предмет, то это говорит о среднем уровне развития ассоциативной памяти. Выполнение меньше двух заданий говорит о низком уровне развития ассоциативной памяти.

Вот такие тесты помогут быстро и качественно выявить уровень развития внимания и памяти у будущего первоклассника. Не стоит занимать, что тестирование не должно длиться дольше 25 минут, сверх этого времени ребенок теряет концентрацию, утомляется и начинает отвлекаться. Если вы заметили, что ребенок устал раньше этого времени, тестирование стоит прекратить и попробовать позднее.

А какие диагностические тесты знаете и используете вы?