Несколько лет назад мне посчастливилось посетить Святой Афон. Если кто не знает, это своеобразное «государство в государстве», расположенное на третьем пальце греческих Халкидиков. Официально в Элладе он так и называется – «Автономное монашеское государство Святой Горы» (Αυτόνομη Μοναστικὴ Πολιτεία Αγίου Όρους ). Это самое крупное в мире сосредоточение православного монашества, центр паломничества к христианским святыням, а их здесь немало – и я расскажу об этом.
Иерархически Святой Афон устроен следующим образом: здесь существует 20 «правящих» монастырей, к каждому из которых приписано некоторое количество скитов и келий. Самый крупный русский монастырь – Свято-Пантелеймонов, также известный как Россико́н (Ρωσσικόν ).
Попасть сюда можно только по паломнической путевке или по частному приглашению. Я думаю, многие слышали, что на полуостров запрещен въезд женщинам, но не все знают, что этот запрет распространяется даже на самок животных(!). В общем, настоящее мужское царство.
Нам с товарищем повезло – на работе у нас оказался сослуживец, брат которого подвизался трудником в одной из русских келий на Святом Афоне, и он организовал нам приглашение. Надо сказать, что в то время я был далек от набожности и рассматривал поездку больше в качестве туристической (правда, в дальнейшем, некоторые жизненные перипетии изменили мое отношение к религии, и сейчас мое посещение этого места было бы наполнено совсем другими смыслами).
Путешествие на полуостров началось в городке Уранополис, откуда отходит паром, развозящий паломников по монастырям и скитам. Недалеко от причала находится офис, где, после проверки списков, нам выдали официальную бумагу, являющуюся своеобразной визой для посещения Афона. Ее было необходимо было предъявить при посадке на судно.
В общем, отплыли – паром, окруженный стаями галдящих, выпрашивающих подачки чаек, медленно двигался вдоль берега, мимо уютно расположившихся среди живописных скал монастырей. Первой остановкой был упоминавшийся выше Россикон, куда отправилась добрая треть наших попутчиков. Количеству святынь, находящихся в его стенах, позавидовала бы любая лавра – это, кроме останков Святого Пантелеймона, и мощи Иоанна Предтечи, стопа Андрея Первозванного, глава апостола Луки, мощи бессребреников Космы и Дамиана, апостолов Петра, Фомы и многих других. Но, пожалуй, главное местное сокровище – уникальная библиотека, насчитывающая более 20,000 ценнейших книг и рукописей.
Через пару-тройку часов паром причалил к конечному пункту нашего путешествия, где нас встретил племянник старца, возглавляющего келью, обозначенную местом нашей дислокации на полуострове. Он на джипе доставил нас к пункту пребывания и помог устроиться в архонда́рике – своеобразном хостеле для прибывающих паломников. Условия достаточно спартанские – небольшая комната с двухъярусной кроватью, пара стульев и тесный санузел. Но зато тепло – время было зимнее (а о том, какие зимы бывают здесь, на Халкидиках, я уже рассказывал здесь и здесь ).
После того, как мы обосновались, юноша пригласил нас на обзорную экскурсию по полуострову. Мы снова забрались во внедорожник и трудяга-джип, натужно урча, повез нас по холмам и весям. Грунтовая дорога то круто взбиралась на заросшую кустарником и соснами вершину, то, петляя среди валунов, спускалась к подножьям скалистых утесов. Сразу надо сказать, что асфальтированных дорог на Афоне практически нет, поэтому наличие джипа здесь – насущная необходимость.
Так мы перебрались на противоположную часть полуострова, где нас ждал первый пункт нашего вояжа – монастырь Ватопед (Βατοπέδι ), пожалуй, один из самых знаковых на территории этого монашеского государства, второй в иерархии афонских монастырей после Великой лавры.
Припарковавшись у ворот, мы прошли во внутренний двор, не встретив ни единого обитателя. Наш гид пояснил, что сейчас время очередной молитвы и повел нас прямиком к главному храму, посвященному Благовещению Богородицы, двери которого оказались закрыты.
Тут откуда-то вынырнул одетый в черную рясу монах, как потом оказалось, француз, и после короткого обмена фразами на греческом с нашим сопровождающим, открыл для нас врата и тут же снова исчез. Но ненадолго. Пока мы осматривали убранство храма, как и ожидалось, достаточно богатого, он появился вновь, неся две серебряные, украшенные драгоценными камнями, раки, которые водрузил на стоящие возле алтаря столики.
Что же в них было?
В первой лежал честной пояс Пресвятой Богородицы. Да-да, тот самый, который несколько лет назад привозили в Россию и верующие (да и не только) часами стояли в очереди, чтобы прикоснуться к святыне. И вот она передо мной… Вот так просто. Ощущения, скажу я вам, даже для далекого от набожности человека, незабываемые.
А во втором ковчеге покоилась глава Иоанна Златоуста… С одной стороны ларца сделано окошко, через которое видно нетленное ухо святителя, которое непонятным образом держится на лишенных кожного покрова костях черепа. Именно на это ухо, по преданию, нашептывал ему апостол Павел смысл апостольских писаний.
Вот такая история. Вернее, только ее начало. О дальнейшем нашем путешествии по Святому Афону, я уже расскажу в следующих статьях.
Продолжение следует. ΑΚΟΛΟΥΘΕΙ …
Если вам статья показалась интересной, ставьте «лайк» и подписывайтесь – узнаете много нового.