В годы холодной войны флоты всех противоборствующих сторон уделяли важное значение развитию своего спецназа. Особенно это было характерно для ВМФ СССР и ВМС США, которые создали многочисленные и хорошо оснащенные силы спецопераций, способные действовать в любой географической зоне - от безмолвных просторов Арктики до джунглей Юго-Восточной Азии или пустынь Африки.
Одним из предпочтительных способов доставки отрядов военно-морского спецназа при этом всегда являлись подводные лодки, в том числе и специально оборудованные для решения этой задачи. Однако большие подлодки близко к берегу не подойдут, а на ластах далеко не уплывешь. Нет, тренированный боевой пловец, конечно, далеко-то уйдет, но сил на это потратит изрядно, а потому главную задачу может и сорвать.
Вот почему для обеспечения действий "морских дьяволов" было создано значительное количество специальных средств движения, позволяющих доставить боевого пловца как можно ближе к месту операции.
Среди них особое развитие получили индивидуальные и групповые подводные носители, к которым относится множество образцов, разработанных в разных странах (например, отечественные аппараты семейств "Сирена" и "Тритон"). Но были созданы и сверхмалые подлодки.
Самый яркий представитель последних, кстати, - это наша "Пиранья", которая успела стать настоящей кинозвездой - ее возможности можно оценить в фильме "Особенности национальной рыбалки".
В американских ВМС в качестве "морских коньков" спецназа активно использовались групповые подводные носители семейства SDV . Это сокращение от SEAL Delivery Vehicle , что в дословном переводе с английского значит "аппарат для доставки "морских котиков".
Последние - это не усатые морские животные, а бойцы подразделений спецназа ВМС США - SEAL . Это аббревиатура от выражения "Sea, Air, Land" , подразумевающего, что флотские спецназовцы могут действовать в любой среде - на море, в воздухе и на суше.
Но одновременно "seal" в английском языке - это "тюлень" или "морской котик" , поэтому и спецназовцев стали называть "морскими котиками". Почему не "тюленями", думаю, понятно: морской котик - животное грациозное и стремительное, а тюленей принято считать увальнями и неуклюжими. Хотя это отнюдь не так - в воде они настоящие акробаты.
В целом аппараты семейства SDV, один из которых - модель SDV Mark 9 - даже мог нести малогабаритные торпеды (модифицированная торпеда Mark 37) и мины LAM-5, на протяжении достаточно длительного времени вполне устраивали американских "морских котиков".
Однако со временем для решения все возрастающего и усложняющегося круга задач им потребовался более совершенный подводный аппарат. Таким и должен был стать образец, получивший название ASDS.
Впрочем, из этой затеи ничего не вышло (о том, почему так получилось, я расскажу в следующем материале), поэтому "морским котикам" пришлось и далее использовать имеющиеся аппараты семейства SDV. Последние десятилетия это был SVD Mark 8 Mod 1, который разработала и серийно выпускала компания The Columbus Group.
Однако потребность в более совершенном "морском коньке" никуда не делать, но специалисты ВМС США, не желая более испытывать судьбу, решили не создавать что-то новое, а просто доработать "восьмерку", доказавшую свою надежность за многие годы эксплуатации.
Согласно контракту, полученному от ВМС США в 2011 году, компания Teledyne Brown Engineering за 383 млн долларов разработала и к 2014 году построила прототип аппарата, которому присвоили обозначение Shallow Water Combat Submersible (SWCS), что можно перевести с английского как "Боевой подводный аппарат для работы на мелководье".
После завершения испытаний этот образец поступил на вооружение Командования сил спецопераций ВМС под обозначением SDV Mark 11. Аппарат, который относится к мокрому типу, имеет длину 6,8 метра, ширину по рулям 1,5 метра, высоту 1,5 метра, сухую массу 456 кг и может брать на борт 6 спецназовцев, включая 2 человек в "водительской кабине".
Ну, а теперь посмотрите, как работает американский спецназ, используя аппараты типа SDV.
Еще по теме:
Черный день спецназа: как «морские котики» лишились секретной мини-субмарины
«Мини-подлодки» для спецназа. Сделано в ОАЭ
Ядерный "Лук" Индии: чем интересна ракета "Дхануш"
Что делает в Париже подлодка: стальной "Аргонавт" в прицеле фотокамеры
Старый «Берк» борозды не портит. Какие они, самые востребованные эсминцы ВМС США
Как выглядит закладная доска на атомной подлодке
«Риковер» - субмарина со стратегическим «прищуром»
Каким будет новый "суперэсминец"?
«Малафон» - стильная «охотница» за подлодками
Боевой гиперзвук: русский "Циркон" против Х-51А