Найти тему

Школьные оценки vs родители

Оглавление

Нередко люди - все, как таковые - находятся в плену заблуждений и стереотипов. Обмануться вполне легко, иногда даже безобидно или просто забавно. Что особенного, если человек обожает прыгать на одних и тех же граблях, искренне не понимая, почему лекарство слабо помогает от головной боли. Однако в системе "ученик-родитель-учитель" глупые поступки одних могут крайне негативно сказаться на судьбе других. Здесь повествую об одном из таких, пусть и нечастых, но острых "случаев".

Одним из забавных - а позднее трагических - заблуждений является попытка замены реальных целей мнимыми. И в погоне за призраками жертвой вполне может стать ни в чём не повинный ученик.

Просто цифра

В целом, первая подмена может быть сведена к одной простой фразе своему ребёнку:

Ты принёс двойку? Иди обратно и принеси пять!

Ребёнок идёт. И вымаливает, ноет, или же хитрит и пытается всеми правдами и неправдами выдавить себе хорошую цифру.

Знаниями она, тем не менее, не обеспечена.

Тем не менее, цифра создаёт образ успешного и нагруженного знаниями ребёнка. По сути, главное - не суть, внутреннее, а только образ, то впечатление, которое будет произведено на окружающих.

Этого можно было избежать, если бы родители старательно забивали в голову важность знаний:

Ты получил "2"? Это значит, не выучил! Иди обратно и доучивай!

а также своевременности, целеполагания:

Ты сделал то, что сегодня задавали? Не будет ли потом "2"?

Итак, оценки из символического превращаются во вполне реальное достижение.

Красивый аттестат

Видеть успешного студента-первокурсника приятно не только родителям, но и учителям. "Цели ясны, задачи определены". Но почему-то люди, у которых совершенно идентичные цели, умудряются сталкиваться лбами, словно бы конкурируя там, где должны друг другу помогать.

  • "Вы должны готовить к экзаменам!"
  • "Вы занижаете оценки! Вы не можете ставить "два" или так строго спрашивать!"
-2

Сами по себе уже эти два посыла вполне противоречивы. С одной стороны, они хотят объективного результата, однако, если вдруг ученик не демонстрирует достаточный уровень подготовки, это не становится стимулом для активизации подготовки, но только вынуждает их - родителей - требовать "дополнительное задание", чтобы "исправить" три на четыре, а четыре на пять. Всё было бы не так страшно, если не считать, что задание это как правило, требуется под конец четверти и заключается, в сущности, в художественном переписывании учебника. И будет хорошо, если учителя осенит прекрасная мысль не оценить эту работу по достоинству. Оценка исправлена, в аттестат пойдёт "пять".

Так создаётся не только иллюзия очередной успешности, но и благодатная почва для разведения репетиторов.

А как сдавать?

Бывает искренне жаль, когда усилия учителя оказываются более чем напрасными, поскольку на реальную проблему долгое время старательно закрывают глаза. И когда бить тревогу уже поздно, вдруг возникает к нему много вопросов.

Сколько возмущения можно услышать, если результат экзамена не совпадает с той красивой цифрой в выпускной картонке! Жертвами лютого гнева становятся все, кто только попадётся под руку: и ребёнок-"неуч", и учитель-"непрофессионал", и, если совсем не повезёт, невовремя приластившийся у ноги кот.

Буду честен, таких случаев всё меньше. Ощущая неладное, родители на прокорм приглашают самых разнообразных мастеров натаскивания на экзамены. И многое из того, что ученик мог бы сделать сам бесплатно, теперь происходит за почасовую оплату. Хотелось сказать про очередную иллюзию, но деньги оказываются вполне реальными.

Самым последним, что может прийти в голову, будет вопрос: "А зачем это нужно (было)?" Вслед за символической оценкой, превратившейся в безумную самоцель, появляется очень нужное в жизни хоть какое-нибудь высшее образование. Словно эта волшебная корка откроет все возможные двери к счастью.

Что делать?

Возможно, стоит вернуться к первому звену в цепочке. Полностью переиначить отношение к оценке - показателю не только знаний, но и усердия, приложенных усилий, своевременности действий.