Русская живопись была знаменита не только выдающимися Репиным и Левитаном.
Статьи этой энциклопедии посвящены великим российским художникам, сейчас почти забытым широкой публикой.
Михаил Ломоносов: «Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего»
Фонд "Созидающий мир" и "Студия - И" представляют Энциклопедию мировой живописи.
Аладжалов Мануил Христофорович (1862-1934).
«…Аладжалов очень любил пейзаж средней полосы России и умел находить в нем массу разнообразия. Один и тот же мотив он готов был повторять по несколько раз и повторял….»(Е. Киселёв)
Герой очередного выпуска нашей Энциклопедии — русский и советский художник-пейзажист, преподаватель, Мануил (Эммануил) Христофорович Аладжалов.
В московской живописной школе конца XIX- начала XX века — если рассматривать её с точки зрения пейзажного жанра, наряду с такими выдающимися мастерами как К. Коровин, И. Левитан, и М. Нестеров, внимание современных любителей живописи всё чаще привлекают ранее довольно скромно звучавшие имена, такие как П. Петровичев, А. Степанов, Н. Досекин, С. Виноградов, В. Переплетчиков, К. Первухин, С. Жуковский, Л. Туржанский, Н. Мещерин.
В этом ряду нельзя не назвать и Мануила Христофоровича Аладжалова, заслуженно причислявшегося к заметным живописцам первой трети ХХ века, продолжавшим традиции русской пейзажной школы.
Всех этих художников объединяла одна среда, одни и те же неизменные традиции — прежде всего Училище живописи, ваяния и зодчества.
Уроки и наставничество Саврасова и Поленова, а затем и влияние Левитана и Коровина, которое трудно переоценить, обусловили многие определяющие черты их творчества.
Наше сегодняшнее повествование о Мануиле Христофоровиче Аладжалове.
Художник-пейзажист Мануил (Манук, Эммануил) Христофорович Аладжалов остался в истории русского искусства как тонкий пейзажист, активный участник художественной жизни. Его работы во многом заложили основы советской пейзажной школы.
Мануил Христофорович Аладжалов родился 8 июня 1862 года в городке Нахичевань близ Ростова-на-Дону (Нахичевань-на-Дону) в купеческой семье. Увлечение рисованием пришло Мануилу в раннем детстве. Родители, видя несомненное природное дарование сына, отдали его в художественном училище Ростова-на-Дону, где он получил начальное художественное образование.
Далее, по совету педагогов последовал переезд юноши в Москву и его обучение в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ). Учителями Мануила в Москве были выдающиеся русские художники и замечательные педагоги: Алексей Кондратьевич Саврасов (1830—1897), Владимир Егорович Маковский (1846-1920), Илларион Михайлович Прянишников (1840-1894), благодаря которым он проникся любовью к русскому реалистическому пейзажу.
Также с большой теплотой и симпатией к Мануилу Аладжанову относились и другие его педагоги, такие замечательные мастера русской кисти, как Исаак Ильич Левитан (1860-1900), Абрам Ефимович Архипов (1862-1930), Константин Андреевич Коровин (1861-1939).
Мануил Аладжалов был очень старательным и усердным учеником. Его работы часто отмечались педагогами. В 1887 и 1889 годах за рисунок и этюд Мануил Аладжалов был награжден двумя малыми серебряными медалями, а в 1890/1891 годах — большой серебряной медалью. В те годы само время способствовало быстрому выходу молодых живописцев на самостоятельный путь: в стране возникало немалое число объединений художников, устраивалось большое число различных выставок.
По окончании Училища Аладжалов стал неразлучен с Левитаном. Они вместе ездили они в Саввину слободу, жили в Плесе на Волге, работали в усадьбе Н. Мещерина Дугино на Пахре — излюбленных художнических местах, где часто можно было встретить Коровина, Малютина, Грабаря, Виноградова, Бакшеева и многих других художников.
Такое тесное общение Аладжалова с великим пейзажистом (а эта близость иногда приводила к курьезным упрекам Левитану со стороны Аладжалова в заимствовании мотивов) оказывалось несомненно благотворным и полезным для молодого художника.
Такие особенности левитановской живописи, как чуткость к состояниям природы, ее цветосветовой гармонии, умение в незаметном мотиве найти пластическую красоту, способность проникнуться и передать тончайшие нюансы жизни природы, найдя им адекватный изобразительный язык, — находили благодатную почву в душе Аладжалова, получали непосредственное отражение в его творчестве.
В последующие годы художник большей частью жил и работал в Москве. В книге «Среди московских художников» ее автор Е. Киселев пишет:
«…Аладжалов очень любил пейзаж средней полосы России и умел находить в нем массу разнообразия. Один и тот же мотив он готов был повторять по несколько раз и повторял, стараясь уловить в нем новый звук, новое состояние, и, находя, переносил на свои небольшие полотна светлую грусть русских деревень, покой и тишину русских вечеров, мягкость и теплоту русской жизни».
Вместе с тем Аладжалов неоднократно путешествовал по средней полосе России и Волге, неизменно привозя из путешествий многочисленные этюды и наброски, впоследствии превращавшиеся в замечательные полотна, отражавшие необыкновенную природу Российской глубинки.
В 1893 году было создано Московское Товарищество художников, где вокруг Поленова, Архипова, Коровина сгруппировались молодые художники, в том числе и Аладжалов, работы которого были сразу же отмечены критиками.
Начав участвовать ещё в ученических выставках, в последующие времена Мануил Аладжалов с успехом демонстрировал свои пейзажи на выставках Московского общества любителей художеств, Товарищества передвижников, Союза русских художников..
Новым этапом самоопределения молодых художников, вошедших в Московское Товарищество, стала «Выставка 36-ти художников», открытая в конце 1901 года. Здесь выступили лучшие московские художники — от Серова и Врубеля до Рябушкина и Малявина. И на первой, и на второй выставках заметно преобладали пейзажисты — «наследники Левитана». Их успех был общепризнан.
Аладжалов принимал активное участие в работе многих художественных объединениях России конца XIX — начала XX столетия, таких, как Союз русских художников, Московское Товарищество художников, Объединение художников реалистов, Товарищество передвижных художественных выставок и ряда других.
«Союз русских художников» возник в 1903 году, как одно из наиболее значительных и авторитетных художественных объединений, просуществовавшее два десятилетия. Среди учредителей «Союза» значится и Аладжалов. «Союз» имел огромное значение для становления молодых художников, для дальнейшего развития русской живописной школы и, конечно, для утверждения национального пейзажа.
Особое лирическое мироощущение, любовь к родной природе, поэтичность и правда мировосприятия — все это привлекало зрителей на выставки «Союза». Все лучшее в творчестве Аладжалова связано было именно с этим объединением.
После прекращения деятельности «Союза» Аладжалов переходит в «Жар-цвет», а с 1927 года — в Общество художников-реалистов, объединившее как «союзников» — Малютина, Петровичева, Туржанского и других, так и передвижников — Бакшеева, Касаткина, Келина, Савицкого.
Аладжалов экспонировал свои работы на ученических выставках в МУЖВЗ (1882–1885 годах, 1887–1891 годах), выставках Московского общества любителей художеств (1889–1890 годах, 1892–1899 годах, 1901 года; с 1893 года он — член Общества Московского товарищества художников (1894, 1895, 1897 годов), ТПХВ (1900–1902 годов), 36-ти художников (1901–1903 годов), «Мира искусства» (1903 года).
Аладжалов входил в художественный кружок «Среда». В 1902 году преподавал в Центральном строгановском училище технического рисования (Строгановском художественно-промышленном училище).
Как отмечают многочисленные искусствоведы, с годами манера художника претерпевала значительные изменения, становясь более раскованной, его живопись делалась светоноснее, разнообразнее становились композиционные приемы, но он никогда не отходил от прежней привязанности к подвижным состояниям природы, к трогательной эмоциональной окраске мотива, тишине и безлюдности природы.
Многочисленные холсты Аладжалова были посвящены природе средней полосы России различных времен года: «К весне», «Зима в деревне», «Лето в деревне», «Лунная ночь», «Зима», «Ранняя весна», «Летний вечер», «В Плесе Костромском», «На реке Москве», «Плоты», «Начало весны», «Река в лесу», «Дали и небо», «Деревенская улица».
Мануилу Аладжалову не удалось в своём творчестве стать вровень со своими знаменитыми учителями, но он был действительным членом, если так можно выразиться, второго эшелона русских художников-пейзажистов. Именно поэтому работы Мануила Аладжалова охотно раскупали коллекционеры, и в наши дни они присутствуют в экспозициях многих музеев страны.
Излюбленными мотивами художника были летние деревенские пейзажи. Аладжалов писал густыми пастозными мазками, используя ограниченное число красок, стремясь к сохранению впечатления натурной непосредственности и свежести цвета.
Главной страстью художника было непосредственное переживание русской природы, главной художественной задачей — выявление и поэтическое выражение образа родной природы. В этом заключается несомненная историческая заслуга Мануила Аладжалова.
После революции 1917 года Мануил Аладжалов продолжал активно работать. В 1927 году он стал одним из членов-учредителей Общества художников-реалистов (участвовал в первой и второй выставках Общества; 1927–1928). Экспонировал свои работы на 2-й Государственной выставке картин в Москве (1919), выставке объединения «Жар-цвет» (1925), выставках советского искусства за рубежом.
Мануил Христофорович Аладжалов скончался 19 февраля 1934 года в Москве. Похоронен был на Армянском Ваганьковском кладбище.
Аладжалов заслуженно принадлежит к заметным живописцам первой трети ХХ века, продолжавшим традиции русской пейзажной школы. В своем творчестве художник последовательно раскрывал красоты природы центральной России. Он остался истории русского искусства как тонкий пейзажист, активный участник художественной жизни.
Работы Мануила Христофоровича Аладжалова находятся в Государственной Третьяковской Галерее в Москве («К весне», 1900), ГМИИ им. А. С. Пушкина, Государственном литературном музее, Пензенской областной картинной галерее им. К. А. Савицкого, Химкинской картинной галерее, Иркутском областном художественном музее им. В. П. Сукачева, а также имеются в музеях Астрахани, Вологды, Екатеринбурга, Иркутска, Новосибирска, Омска, Пензы, Перми, Раменского, Саранска, Твери, Тюмени, Ульяновска, Якутска и других.
При информационной поддержке проекта Вячеслава Заренкова Созидающий мир
Эти произведения могут быть защищены авторским правом. Они размещены на сайте в соответствии с принципом «добросовестного использования» (fair use).
Произведения искусства, защищенные авторским правом, размещены на сайте исключительно для просмотра с информационно-образовательной целью. Изображения таких произведений запрещается копировать, печатать и воспроизводить в каком-либо виде, поскольку эти действия могут быть расценены как нарушение авторских прав.
Данные материалы сайта предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается