Братья и сестры, здравствуйте!
Итак, первое искушение, которое дьявол предложил Христу в пустыне - это искушение хлебом.
Вопрос хлеба, это вопрос вообще всех материальных благ.
Я не знаю как у вас, но в моей школе, когда я учился тридцать с лишним лет назад, нам говорили, что расчет народного богатства лучше всего производить по расчету количества хлеба на душу населения.
Хлеб это царь еды. И когда ты хочешь благословить всю еду, ты благословляешь только хлеб, это царь пищи.
Ты запомни, сынок,
Золотые слова -
Хлеб всему голова,
Хлеб всему голова.
Из песни Ольги Воронец
И вот лукавый приступил к голодающему Иисусу с тем, чтобы он сделал камни хлебами.
Потому что, говорит он, если ты Сын Божий, скажи, чтобы камни были хлебами.
И Христос отклоняет эту просьбу, это искушение. При это цитируя книгу Второзаконие.
Написано, не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих.
Во-первых, эти слова взяты из старой книги, из книги Второзаконие. Я часто встречаю людей, которые считают что Ветхий Завет читать не нужно. Это ужасная ошибка, потому что без чтения Ветхого Завета мы ничего не понимаем в Новом.
И сам Христос Господь постоянно цитировал книги Ветхого Завета.
Кроме того, здесь Христос нам утверждает и подтверждает двоякую человеческую природу.
Человеку по плоти нужен "хлеб". Какой-то овощ, вода, злак. Нужна еда, соответствующая природе. Потому что природа питается тем, что свойственно ей. То есть, моя земная природа требует пищи от земли.
Но не может человек жить только хлебом. Он не просто от земли, в нем есть еще дыхание Божие, в нем есть образ Божий. И образ и дыхание требуют пищи соответственной себе.
То есть, образ Божий прахом не питается. Мертвой едой мы не питаемся.
Для того, чтобы нам что-то съесть, нужно что-то убить.
Вот морковка растет и мы вырвали морковку. Она уже не растет, мы ее убили и съели. Мы питаемся мертвой пищей. То есть, наше мертвое тело питается мертвой пищей.
Или вот растет помидор, мы сняли его, по сути оторвали от корня, фактически убили его и съели мертвый помидор. Я уже не говорю про курицу или рыбу, мы должны убить их чтобы съесть.
Мы мертвым телом питаемся мертвой пищей.
Это очень простые вещи и одновременно грандиозно великие.
Но, при этом, у нас есть живая душа, которая не умирает и она хочет живого слова, которое тоже живет во веки.
Мир проходит, а Слово Божие прибывает во веки.
В этих словах о том, что "не хлебом единым будет жив человек", Господь Иисус Христос утверждает двуединую природу падшего человека. Смертное тело - бессмертная душа, это падший человек.
Если бы не пал, было бы бессмертное тело и бессмертная душа.
И мы должны питать свое падшее, мертвое тело мертвой пищей и должны питать свою не умирающую, вечно живущую душу, вечно живущим Словом Божьим.
Так просто и так красиво.
Христос нам в двух словах объясняет нам нашу двойственность, нашу двоякость.
Ты тело, но не только тело. Ты дух, но не только дух. Ты тело с духом, ты дух в теле. Это есть человек.
Поэтому, мы ждем не просто рая для души за гробом, мы ждем воскресения мертвых. Мы надеемся, что Бог помилует нас и простит наши души и грехи наши очистит и воскресит наши тела, "восставит из праха распадающуюся кожу мою", как пишет Иов. И мы поднимемся и будем жить во веки.
Мы надеемся, что и телом воскреснем и духом будем жить.
То есть, двуединость человека утверждает Господь в таких простых и коротких словах.
Читайте Слово Божие каждый день пока не поздно, пока вы живы. Потом помрете, будет ужасно стыдно, что жизнь прожита бестолку.
Читайте Божие Слово.
До свидания.
Благомудрие святых отцов.
Любви и Мира, Братья и Сестры!
Храни Вас Господь!