Найти тему
BH PC

Су-57 ЛУЧШИЙ В МИРЕ ИСТРЕБИТЕЛЬ!

Оглавление

Су-57российский многофункциональный истребитель пятого поколения , созданный ОКБ имени П. О. Сухого в рамках комплексной целевой программы «ПАК ФА ». Самолёт разработан для замены в российских ВКС тяжёлого истребителя Су-27 .

Первый полёт Т-50 совершил 29 января 2010 года . В 2013 году началось мелкосерийное производство самолётов на КнААЗе (где проводилась сборка опытных образцов) для испытания вооружений . Летом 2019 года запущено серийное производство истребителя ; планируется контракт на поставку 76 самолётов, которыми полностью укомплектуют 3 полка. 25 декабря 2020 года ВКС РФ получили первый серийный истребитель .

Первый полёт Су-57 с двигателем второго этапа «Изделие 30» состоялся 5 декабря 2017 года . Установка этих двигателей на серийные самолёты планируется в 2023—2025 годах.

История создания

В конце 1980-х годов Военно-воздушные силы СССР (при ведущей роли 30-го ЦНИИ ) выработали требования к истребителю пятого поколения для фронтовой авиации на замену МиГ-29 и Су-27 . На основе этих требований РСК «МиГ» разработал проект 1.44 , а КБ СухогоСу-47 «Беркут» . Распад СССР и последовавший за ним экономический спад не позволили продолжить работу над созданием самолёта, проект 1.44 был позже закрыт из-за прекращения финансирования, а Су-47 «Беркут» стал использоваться в качестве летающей лаборатории.

В мае 2001 года стартовала программа ВВС России по разработке истребителя 5-го поколения — перспективного авиационного комплекса фронтовой авиации ( ПАК ФА ) (программа «И-21»). Предварительный проект готовился вторую половину 2001 — начало 2002 годов . До августа 2017 года самолёт был известен под индексом Т-50 , который с 2008 года был и заводским индексом согласно конструкторской документации

Для создания ПАК ФА Росавиакосмосом и МО РФ была разработана комплексная целевая программа, одобренная правительством РФ в декабре 2002 года. В ней определены головной исполнитель (ГУП «АВПК „Сухой“») и сроки выполнения основных этапов работ. Начато проведение комплекса НИОКР и эскизное проектирование, которое предполагалось завершить подачей эскизного проекта к началу 2004 года. Первоначальный бюджет проекта составил 1,5 млрд руб. К реализации программы были привлечены РСК «МиГ» и ОКБ им. Яковлева . План работ предусматривал начало лётных испытаний самолёта на 2006—2007 годы и начало поставок самолётов в войска к 2014—2015 годам.

В проекте использовались некоторые технологии Су-47 и МиГ 1.44. В 2004 году президенту РФ Владимиру Путину был продемонстрирован макет самолёта.

11 августа 2017 года главнокомандующий ВКС РФ Виктор Бондарев впервые официально сообщил серийное название истребителя, известного как Т-50, — самолёт получил обозначение Су-57.

-2

Лётные испытания

29 января 2010 года первый лётный экземпляр Т-50 (Су-57) впервые поднялся в воздух, совершив полёт длительностью около 45 минут . Машину пилотировал заслуженный лётчик-испытатель Герой России Сергей Богдан .

14 марта 2011 года в ходе лётных испытаний Су-57 впервые преодолел звуковой барьер , к этому моменту было совершено 40 испытательных полётов, и началась программа испытаний прототипов на сверхзвуковых скоростях.

24 июля 2012 года начались испытания третьего лётного образца (Т-50-3, б/н 53) с БРЛС Н036 , с установленным на нём радаром с активной фазированной антенной решёткой . По состоянию на 28 октября 2013 года совершено более 450 полётов.

18 сентября 2015 года начат завершающий этап испытаний .

17 ноября 2016 года совершил первый полёт 7-й опытный экземпляр Су-57.

21—23 февраля 2018 года в Сирию на авиабазу Хмеймим в провинции Латакия были переброшены четыре истребителя Су-57 . Предполагается, что в рамках заключительного этапа испытаний самолёта в реальных боевых условиях будут протестированы системы вооружения, возможности бортового радиолокационного оборудования, а также возможность и степень обнаружения российского истребителя американскими радарами и самолётами F-22/F-35.

В ходе испытаний Су-57 подтвердил практически все требования тактико-технического задания в полном объёме.

До конца 2024 года планируется поставить 22 самолета Су-57 из числа 76 законтрактованных, остальные 54 будут поставлены в 2025—2028 годах.

-3

Стоимость

Владимир Путин после наблюдения летом 2010 года за ходом испытаний самолёта заявил: «На первом этапе создания самолёта было потрачено 30 миллиардов рублей , ещё столько же требуется для завершения проекта» . Он пояснил, что затем начнётся модернизация двигателя, вооружения и так далее. При этом, по словам Путина, самолёт будет в 2,5—3 раза дешевле зарубежных аналогов .

ВВС Индии в 2012 году планировали закупать Су-57 по цене 100 млн долларов за самолёт. Однако в апреле 2018 года ВВС Индии сообщили, что не будут запускать проект «FGFA» из-за значительных задержек в разработке машины, значительного увеличения стоимости и сомнений в технологических возможностях истребителя.

15 мая 2019 года анонсирована закупка Министерством обороны России 76 истребителей Су-57; контракт, по данным «Ъ», оценивается в сумму до 170 млрд руб., что делает его крупнейшим в истории авиации и гарантирует полную загрузку мощностей Комсомольского-на-Амуре авиационного завода как минимум на ближайшее десятилетие. Соглашение могло быть подписано в присутствии президента на авиакосмическом салоне МАКС-2019 .

-4

Конструкция

Бо́льшая часть информации о Су-57 является секретной. По этой причине известны лишь приблизительные характеристики самолёта. По размаху крыла и длине Су-57 больше F-22, но меньше Су-27. По массе, вероятно, относится, подобно Су-27, к классу тяжёлых истребителей. Самолёт полностью отвечает всем требованиям к истребителям пятого поколения : малозаметен (в том числе благодаря комбинации Стелс-технологий и средств РЭБ ), обладает сверхзвуковой крейсерской скоростью , способен маневрировать с большими перегрузками , оснащён передовой электроникой, многофункционален. В Су-57 заложена возможность его управления искусственным интеллектом (или оператором) в беспилотном режиме на больших расстояниях от базы. Это снимает физиологические ограничения по скорости и маневру (перегрузки перестанут играть роль в тактике боевого применения). Истребитель способен выполнять задачи в интеграции с новейшим БПЛА « Охотник ». При взаимодействии с истребителем 5-го поколения ударный беспилотник - невидимка может стать прорывом в области боевого применения истребительной авиации. Это открывает огромный простор для эффективного взаимодействия летчика и боевого робота

-5

Кабина

Кабина Су-57 одноместная, шире кабины Су-27 из-за конструктивных особенностей самолёта. Оборудование в значительной степени унифицировано с оборудованием Су-35С . Кабина пилота оснащена генератором кислорода .

Отображение информации осуществляется двумя многофункциональными индикаторами МФИ-35 диагональю 15 дюймов, одним МФИ меньшего размера ниже-справа, одним резервным индикатором для отображения текущей полётной информации выше-справа, широкоугольной коллимационной системой ШКС-5 и речевым информатором. Также известно, что часть информации будет отображаться на стекле шлема пилота .

В июне 2019 года в Санкт-Петербурге АО «Электронная компания „Элкус“» проведена презентация оборудования для кабин Су-57. Заместитель гендиректора АО Игорь Троников отметил, что компанией созданы опытные образцы интегрированных экранов-индикаторов в формате «трюмо». Ранее индикаторы в кабине имели раздельное расположение. Однако именно после испытаний лётчики отметили, что было бы удобнее, если бы система экранов была интегрированной .

Органы управления — центральная РУС и боковой РУД .

Фонарь кабины состоит из двух частей: передней (козырька) и задней. Открывается он сдвиганием назад задней части (аналогично Т-10). Задняя часть фонаря у Т-50-1 и Т-50-3 имеет продольный переплёт, у остальных (Т-50-2, Т-50-4, Т-50-5) переплёт отсутствует. Известно также, что в будущем фонарь кабины может быть значительно изменён. С внутренней стороны фонаря наносится радиопоглощающее покрытие, снижающее радиозаметность на 30 % .

Генеральный директор и главный конструктор НПП «Звезда» Сергей Поздняков сообщил Интерфаксу , что на Су-57 будет установлено катапультное кресло пятого поколения. По его словам, новое кресло по ряду параметров превосходит предыдущие поколения кресел, используемых на самолётах ВВС России.

Особенностью новой катапульты стало использование многопрограммной электронной системы управления движением кресла, связанной с информационной системой самолёта. Цифровая ЭВМ этой системы в автоматическом режиме анализирует скорость самолёта, его высоту полёта, углы тангажа , крена , угловые скорости и другие параметры. При этом учитывает многие другие данные, в том числе рост и вес лётчика — от 44 до 111 кг . Испытания нового кресла проходят параллельно с испытаниями самолёта. По его словам, завершить испытания катапультного кресла нового поколения планировалось в 2010 году. Снаряжение, кислородная система, система жизнеобеспечения на Су-57 также будут новыми. Их разработка и испытания также завершатся в этом году, добавил конструктор

-6

Двигатели

АЛ-41Ф1

На прототипе Су-57, а также на первых серийных образцах, которые должны были поступить на вооружение российских ВВС в 2015 году, установлены двигатели первого этапа — АЛ-41Ф1 (изделие 117). Это авиационный турбореактивный двухконтурный двигатель с форсажной камерой и управляемым вектором тяги , созданный ПАО "ОДК-УМПО" по заказу ОКБ Сухого , он позволяет развивать сверхзвуковую скорость без использования форсажа , а также имеет полностью цифровую систему управления и плазменную систему зажигания . В отличие от двигателей Pratt & Whitney F119-PW-100 для F-22 Raptor , имеет круглое, а не прямоугольное сопло.

От двигателя для Су-35С (изделие 117С) его отличает повышенная сила тяги, сложная система автоматизации, полностью цифровая система управления, новая турбина и улучшенные расходные характеристики

Вооружение

Истребитель оснащён 30-мм авиапушкой 9-А1-4071К , впервые испытанной в 2014 году . Пушка разработана специалистами тульского КБП . Новое орудие является модернизированным вариантом 30-мм авиационной пушки ГШ-30-1 (9-А-4071К), производимой с 1980-х годов для истребителей МиГ-29 , Су-27 и их модификаций. Так же Су-57 получит все новейшие образцы УРВВ и УРВП российского производства.

Помимо средств поражения, на самолёт могут подвешиваться топливные баки ПТБ-2000, ПТБ-3400, вкладные топливные баки ВТБ-М и ВТБ-Б , а также прицельный контейнер 101КС-Н.

-7

Экспортная модификация

Экспортная модификация Су-57 для поставки в Индию (и, возможно, в другие страны) получила название FGFA ( англ. Fifth-Generation Fighter Aircraft , истребитель пятого поколения). Объединённая авиастроительная корпорация (ОАК) и индийская компания Hindustan Aeronautics Limited (HAL) подписали контракт о совместной разработке и производстве истребителя пятого поколения. По условиям достигнутого соглашения, индийская компания должна была заняться разработкой бортового компьютера , навигационной системы, информационных дисплеев в кабине пилота и системы самозащиты. Остальные работы в совместном проекте должна была взять на себя российская компания « Сухой » . В рамках процесса по подготовке контракта между ОАК и корпорацией HAL о совместной разработке истребителя пятого поколения, в 2010 году в подмосковном Жуковском на аэродроме «Раменское» состоялась демонстрация Су-57 представителям Минобороны и ВВС Индии, а также корпорации HAL . Предполагалось, что доля HAL в совместном проекте составит не менее 25 %. Общая стоимость проекта оценивалась в 8—10 млрд долларов. Предполагалось, что индийская версия истребителя впоследствии поставлялась бы на экспорт .
По состоянию на октябрь 2017, Индия формально продолжала разрабатывать совместный с Россией истребитель пятого поколения, но окончательное решение о его будущем должно было принять индийское правительство, как заявлял глава корпорации HAL .
В конце апреля 2018 года Индия вышла из совместного с Россией проекта FGFA. Индийские военные посчитали, что создаваемый российский истребитель не отвечает заявленным требованиям скрытности. Также индийская сторона полагает, что боевая авионика, радары и датчики российской разработки не соответствуют стандартам боевого самолёта пятого поколения .

ВВС Перу планируют приобрести российские истребители пятого поколения Су-57. По подсчётам перуанских военных, для сдерживания потенциального противника им было бы достаточно трёх подобных истребителей. Как считают военные аналитики Перу, «учитывая состояние обороноспособности Перу, необходимо взять на вооружение новейшее мощное оружие сдерживания» . Основной конкурент для Су-57 на международном рынке вооружений — J-20B (FC-20B) , страна-оператор — Пакистан , предположительная дата поставки — 2019 год, источник: независимое издание Pakistan Defence Экипаж : 1 человек

Лётные характеристики

Вооружение

  • Пушечное: 30 мм встроенная пушка 9А1-4071К (модернизированная ГШ-30-1 , темп стрельбы и энергия отдачи сохранились)
  • Боевая нагрузка: 1310—16 000 кг
    для воздушного боя, в основных отсеках вооружения: 8 × РВВ-СД 2 × РВВ-МД
    6 × РВВ-БД
    Р-37 М против наземных целей, в основных отсеках вооружения: 8 × КАБ-500 4 × Х-38 4 × Х-58УШК KAB-1500
    KAB-250
    4 или 2 × X-59MK2
  • Точки подвески:внутренние: 10 (2 в боковых грузовых отсеках и 8 в 2 основных грузовых отсеках) внешние: 8или 6; возможна установка сдвоенных пилонов.