Найти тему
О Москве нескучно

История московского шоссе, до которого долгое время никому не было дела

Оглавление

Правда ли, что почти вплоть до 1970-х годов шоссе больше походило на просёлочную извилистую дорогу? Как появились первые дома вдоль шоссе, и почему строили их только с одной стороны? Какой могла быть магистраль, если бы воплотили изначальный план реконструкции? А также - что стало главной проблемой во время обустройства шоссе? Об этом и не только расскажу сегодня.

Еда - двигатель прогресса

#дмитровское шоссе в наше время начинается сразу после пересечения с железной дорогой Рижского направления. В отличие от многих других московских магистралей, её полноценным строительством занялись позже остальных, в 1970-х годах. Конечно, #история самой дороги несколько глубже. Ведь она веками была частью тракта, по которому можно было доехать в Подмосковный город Дмитров. Однако назвать это шоссе или чем-то подобным просто не поворачивался язык. Это была скорее извилистая и узкая проезжая часть, абсолютно не облагороженная. Даже Генплан Москвы 1935 года не предусматривал, что Дмитровское шоссе превратится в крупную магистраль.

Вид на Дмитровское шоссе от центра. Там, где оно пересекается с Рижской железной дорогой около платформы "Дмитровская", 1900-1902.
Вид на Дмитровское шоссе от центра. Там, где оно пересекается с Рижской железной дорогой около платформы "Дмитровская", 1900-1902.

Ближе к Савёловскому вокзалу шоссе и вовсе превращалось в одну из многочисленных тесных улочек. Первые шаги по благоустройству территории предпринимали ещё в 1930-х годах. В то время в #СССР начала активно развиваться промышленность, в том числе и пищевая. Новые научные учреждения, которые бы занимались всей этой деятельностью, решили разместить на Дмитровском шоссе.

Корпуса ВНИИЗа на Дмитровском шоссе, 1940-е.
Корпуса ВНИИЗа на Дмитровском шоссе, 1940-е.

Здесь появились корпуса двух учреждении: ВНИИЗа (институт зерна и продуктов его переработки) в 1936 году и ВНИХИ (холодильный институт) в 1934. Современные адреса - Дмитровское шоссе, 11 и ул. Костякова, 12. Поскольку рабочих мест было много, сотрудникам требовалось жильё поблизости.

Первенцы шоссе

Ещё в 1930 году немного южнее научных корпусов запроектировали жилой массив. Первым построенным зданием стал современный дом 1к1 по Дмитровскому шоссе (длинная пятиэтажка в красно-белую полоску из 10 секций). На тот момент она считалась довольно-таки крупной и массивной. Несмотря на все архитектурные неурядицы того времени, ему удалось сохранить свой облик.

Жилой массив на Дмитровском шоссе (дома №1к1 и 4), 1947.
Жилой массив на Дмитровском шоссе (дома №1к1 и 4), 1947.

Ведь чиновникам построенная композиция не понравилась - не было никаких украшений. Оказалось, что пока шли работы, архитектурные вкусы поменялись. Пришлось в срочном порядке переделывать остальные уже спроектированные корпуса, чтобы сделать их красивее с помощью колонн и башен. Полностью закончили #строительство жилого массива в 1938 году.

Вид на Дмитровское шоссе, правее на снимке, Здесь же видно дома 5 и7, фото 1949-1952.
Вид на Дмитровское шоссе, правее на снимке, Здесь же видно дома 5 и7, фото 1949-1952.

Чуть позже на Дмитровском шоссе появились дома 5 и 7. Они состояли из нескольких корпусов, которые превращались в букву "П". История их строительства очень интересная, но об этом как-нибудь в другой раз. В 1956 году возвели ещё одно здание, которое сегодня имеет №9. Оно предназначалось для ВНИИОМСа (институт по организации и механизации строительства). На этом всё и закончилось. Несмотря на красивые дома, само шоссе так и оставалось узкой неудобной улицей, хоть и выложенной асфальтом в 1930-х.

Проект, который так и остался на бумаге

Под конец 1960-х московские власти наконец-то решили серьёзно взяться за дело. Существует точка зрения, что энтузиазм появился благодаря усилиям Тимирязевской сельскохозяйственной академии. Заведение пользовалось уважением, а также имело влияние. Ещё в 1935 году оно пыталось превратить Дмитровское шоссе в парадную магистраль. Ведь именно на территории Тимирязевской академии сначала хотели разместить ВДНХ. Но по ряду причин этот вариант отклонили. Теперь, в 1970-х, предоставился новый шанс. Московские чиновники согласились проложить Тимирязевский проспект. Его длина должна была составить 16 километров. Застроить магистраль хотели высотными домами.

Дмитровское шоссе, в районе будущей станции метро "Тимирязевская", 1965-1966.
Дмитровское шоссе, в районе будущей станции метро "Тимирязевская", 1965-1966.

Правда существовало несколько проблем. Во-первых, воздушные линии электропередачи. Во-вторых, железная дорога, которая буквально примыкала к будущему проспекту с правой стороны. Поэтому основные жилые массивы хотели переместить к улице Яблочкова.

Те же самые дома, что и на прошлой фотографии, но уже снято за железной дорогой Савёловского направления. То есть рельсы были и остаются до сих пор очень близко, фото 1963.
Те же самые дома, что и на прошлой фотографии, но уже снято за железной дорогой Савёловского направления. То есть рельсы были и остаются до сих пор очень близко, фото 1963.

Рельсы планировали отгородить барьерами, чтобы защитить будущих жильцов от шума. Первой преградой должна была стать трёхъярусная эстакада с гаражами, стоянкой и складами. Второй - невысокие постройки, в которых бы разместились магазины, общепит и предприятия досуга. Но воплотить эту идею в жизнь не получилось. Достоверные причины неизвестны. Чуть позже шоссе всё-таки обустроили. Однако было оно уже не совсем таким, каким его планировали изначально.

От сельской дороги до магистрали с развязками

До середины 1960-х годов Дмитровское шоссе оставалось по сути просёлочной дорогой. Здесь было всего по одной полосе в каждую сторону. Отсутствовало освещение, зато присутствовали грязные грунтовые обочины. Уже почти все шоссе в пределах МКАДа более или менее благоустроили. Но не Дмитровское. Складывалось ощущение, что до него никому не было дела. Уже #Москва расширилась до МКАДа в 1960 году, а на приличное шоссе не существовало даже намёка. Ближе к середине десятилетия чиновники всё же решили как-то благоустроить Дмитровское шоссе.

Дмитровское шоссе в районе современного Красностуденческого проезда, вид в сторону области, 1957.
Дмитровское шоссе в районе современного Красностуденческого проезда, вид в сторону области, 1957.

На протяжении шоссе было очень много пересечений с железной дорогой. Целых пять. Самым неудобным являлся путепровод через Октябрьскую линию. Его построили ещё в дореволюционные времена. Несмотря на то, что сама железная дорога пересекала шоссе под острым углом, мост сделали под прямым, чтобы сэкономить деньги. Поэтому образовался неудобный зигзаг.

Как вы понимаете, сооружение новых путепроводов и стало главной задачей на тот момент. Первым возвели тот, что находится на пересечении с улицей Руставели, в 1965 году. Тогда же разобрались и с развязкой над линией Октябрьской железной дороги. Всё это помогло сделать большой шаг в преобразовании сельской улочки в достойное шоссе. В каждую сторону организовали две полосы, разделив их зелёным газоном по центру. К Олимпиаде 1980 года его убрали, чтобы расширить шоссе. Вообще Игры положительно сказались на обустройстве Дмитровского шоссе. Но об этом уже в следующих статьях.

Вид на Дмитровское шоссе в сторону Красностуденческого проезда, 1977.
Вид на Дмитровское шоссе в сторону Красностуденческого проезда, 1977.

Если вам был интересен материал, то в следующих статьях продолжу рассказ об истории Дмитровского шоссе. В том числе от Красностуденческого проезда до МКАДа. А также напишу другие интересные детали о самой магистрали в целом.

На сегодня это всё! Спасибо, что дочитали до конца:) Не забудьте поставить лайк, если вам было интересно, и подписаться на мой блог . Также напоминаю, что у меня есть канал в Телеграм, который называется "О Москве нескучно". Там я тоже рассказываю об истории Москвы. Удачи!