Волго-Балтийский канал:
Волго-Балтийский канал входит в состав и замыкает Волго-Балтийский водный путь (ранее – Мариинская водная система) – систему каналов, рек и озёр на Северо-Западе Российской Федерации, соединяющую Волгу с Балтийским морем. Путь проходит через Рыбинское водохранилище до города Череповец, реку Шексна, Белозерский канал, реку Ковжа, Мариинский канал, реку Вытегра, Онежский канал, Онежское озеро, реку Свирь, Ладожское озеро и реку Нева.
Со строительством Волго-Балтийского канала замкнулся Волго-Балтийский водный путь. Этот путь – звено единой глубоководной транспортной системы Европейской части России, обеспечившее соединение водных путей, выходящих к Балтийскому, Белому, Каспийскому, Чёрному и Азовскому морям.
Общая протяжённость пути между Онежским озером и городом Череповцом – 368 км. Путь проходит местами по трассе прежней Мариинской системы, местами же несколько отклоняясь от неё. На Волго-Балтийском водном пути 5 мощных гидроузлов с 7 однокамерными однониточными шлюзами. (helpiks.org)
Из учебного пособия по специальной лоции:
Волго-Балтийский канал имеет два склона: крутой северный (Балтийский) и пологий южный (Каспийский).
На северном склоне построены гидросооружения, в том числе 6 шлюзов, по которым суда поднимаются до водораздельного блефа на высоту более 80 метров:
- Вытегорский гидроузел расположен в 14 км от Онежского озера и состоит из плотины, поднимающей уровень воды в Вытегре на 13,5 метров, гидроэлектростанции и шлюза №1.
В городе Вытегра сохранился старый шлюз - единственный музеефицированный деревянный шлюз Мариинской системы. Рядом с ним расположен обелиск белого цвета - памятник в честь окончания строительства в 1886 году Ново-Мариинского канала между реками Вытегрой и Ковжей, перенесенный в начале 60-х с верховьев Вытегры из деревни Александровское
- В 2 км от Вытегорского расположен Белоусовский гидроузел со шлюзом №2, выполненный аналогично первому гидроузлу
- На расстоянии 11 км от второго шлюза построен Новинкинский гидроузел , включающий в себя шлюзы №3, №4 и №5.
Новинковская лестница интересна как с инженерной точки зрения, так и с эстетической.
В этом месте на протяжении трех километров суда как бы въезжают по лестнице на высоту более, чем 40 метров.
Пожалуй, это самое примечательное место на Волго-Балтийском канале: расстояние между шлюзом №3 и №4 небольшое и с верхнего бьефа четвертого шлюза внизу видна вся живописная долина и холмистые лесные просторы