Ночной и Дневной Дозоры - на мой взгляд, образцы хорошего российского кино, такого, которого довольно мало создается на кинопространстве нашей необъятной.
История, ставшая культовой, собрала в российском прокате больше, чем "Властелин колец". Вероятно потому, что это какая-то абсолютно неплоская и близкая по-человечески тема, в которой добро - не такое уж доброе, а зло - зачастую более очаровательно и достойно сочувствия, чем добро.
Пересмотреть "Дозоры" - это как получить прививку от того, чтобы делить мир только на черное и белое, хороших и плохих, своих и чужих. Согласитесь, актуально для сегодняшней России.
Размышлять на эти темы можно долго, но наш канал о путешествиях. Поэтому остановимся на том, с какими местами реально связаны Дозоры, и где они снимались.
Основные съемки проходили в Москве. Но, странным образом, сцена в Московском метро была снята в Петербурге, на станции "Политехническая". А мост, на котором происходила средневековая битва, реально существует в Тверской области.
Но вот, что меня, как путешественника, обескуражило, так это то, что узбекский Самарканд снимали в Казахстане, выстроив декорации недалеко от Алматы.
Для меня Самарканд - это лучшая декорация для сказки, которая понравится детям всех возрастов.
Каждый его ночной переулок - это вотчина "темных", каждый завиток на стенах древних храмов - зашифрованный ответ на вечные вопросы, в каждой подсветке - борьба света и тьмы.
Мел судьбы, описанный в "Дозоре" был спрятан в Усыпальнице Тимура (Тамерлана), и в реальности его мавзолей выглядит так:
Не нужно никаких декораций, бутафории, зайди в мавзолей, снимай на телефон, и получишь 100%-ный мистический контент. Одновременно сказочный и натуральный, как весь Самарканд.
Проходя по территории мавзолея, мы реально искали тайные знаки, следуя которым можно было найти мел судьбы.
Еще одно место в Дозоровской истории, связанное с Узбекистаном, это плато Шайтан Джига, где сошлись в великой битве силы светлых и темных. Естественно, нам необходимо было его отыскать. Но на запросы о мистическом плато, Google сыпал цитатами из книг Лукьяненко, а вовсе не его реальными координатами.
По косвенным признакам мы вычислили, что ехать нужно от Самарканда в сторону Афганистана. И найти это место довольно просто. Уже с дороги видны каменные истуканы, это те самые "темные", окаменевшие от мощного заклинания белого мага.
В очертаниях камней легко читаются силуэты того самого Шлема Демона (так переводится словосочетание Шайтан Джига), окаменевших исполинов, змей или птиц.
Есть два камня, которые выглядят словно "столкнувшиеся лбами" силы добра и зла, где ни один из окаменевших бойцов не уступает другому.
Жаль только исписано баллончиками это место очень основательно. Какой бы магический смысл эти начертания ни несли, эстетики месту они явно не добавляют.
Вот такая она реальная география "Дозоров" Лукьяненко. Тот случай, когда реальность превосходит по эмоциональной насыщенности, да и просто по красоте картинки, созданные художниками декорации.
Публикацию о месте, где остался созданный для фильма "Орда" монгольский город, можно почитать здесь.