Найти тему
500 игр ZX Spectrum

28. AUSTERLITZ

Игра «Austerlitz»
Игра «Austerlitz»

Доброго времени, уважаемые читатели канала «500 игр ZX Spectrum ». Сегодня у нас в гостях весьма занятная игра 1986 года от издателя KW Software - «Austerlitz» (известна также под названием «The Battle of Austerlitz»).

«Битва под Аустерлицем». Думаю у многих на слуху это словосочетание. Для лучшего понимания происходящего в игре, давайте посмотрим историческую справку, а уже потом немного поиграем.

Битва при Аустерлице произошла 2 декабря 1805 года. Это сражение было решающим для наполеоновской армии против армий третьей антифранцузской коалиции. Вошло в историю как «битва трёх императоров», поскольку против армии императора Наполеона I сражались армии императоров австрийского Франца II и русского Александра I. Сражение закончилось разгромом российской и австрийской армий.

Картинка из википедии
Картинка из википедии

Союзная армия насчитывала около 85 тыс. человек (60-тысячная армия русских, 25-тысячная австрийская армия с 278 орудиями) под общим командованием генерала М. И. Кутузова.

Армия Наполеона насчитывала 73,5 тыс. человек. Бонапарт считал, что данных сил будет достаточно для победы. И не ошибся.

Битва, о которой идет речь, состоялась в рамках Войны Третьей коалиции (в советской и российской историографии известная как русско-австро-французская война) - война между Францией, Испанией, Баварией и Италией, с одной стороны и Третьей антифранцузской коалицией, в которую входили Австрийская империя, Россия, Великобритания, Швеция и Неаполитанское королевство - с другой.

Пару слов о том, как началась война. Великобритания, в нарушение Амьенского мира (мирный договор, завершивший войну между Францией и Англией 1800-1802 годов, заключён 25 марта 1802 года в Амьене между Францией, Испанией и Батавской республикой с одной стороны и Англией - с другой) не только не освобождала остров Мальта от своего присутствия, но в марте 1803 г. потребовала от Наполеона уступки Мальты и очищения Нидерландов и Швейцарии от французских войск. Когда на это последовал отрицательный ответ, Великобритания 16 мая 1803 года объявила Франции войну.

Битва под Аустерлицем. Луи-Франсуа Лежён.
Битва под Аустерлицем. Луи-Франсуа Лежён.

Но вернемся к Битве при Аустерлице. Для победы Бонапарта решающим значением стали - энергичность действий французского командования в ходе боя и более высокая выучка, а также больший опыт французских войск по сравнению с противником. В большинстве эпизодов сражения французским частям удавалось сдерживать союзников при их численном превосходстве, а при равенстве сил наносить им существенные поражения. В свою очередь, одну из решающих ролей в разгроме союзной армии сыграла пассивность ее командующих и полная несогласованность действий между ними.

По итогам сражения союзные войска потеряли до 27 тысяч человек, причём большую часть, 21 тысячу - русские. Потери французов, по разным данным, составили 9-12 тысяч человек.

Загрузочный экран игры «Austerlitz»
Загрузочный экран игры «Austerlitz»

Итак. Авторы игры «Austerlitz» предлагают нам принять участие в битве будучи самим Наполеоном. Скакать на коне и размахивать саблей круша противника нам не придется, а вот понаблюдать как происходит сражение и подвигать войска по полю битвы удастся вволю.

KW Software на оборотной стороне кассетного инлея об игре говорят буквально следующее:

«Эта игра - воссоздание знаменитой победы Наполеона при Аустерлице. «Вы - Наполеон». Игра ведется на физической карте поля битвы с фишками, представляющими юниты, которые принимали участие в битве».

Скриншот игры «Austerlitz»
Скриншот игры «Austerlitz»

А вот автор описания игры из книги «500 игр» рассказал намного больше и понятнее:

«Игра разработана для версии 128к и является одной из лучших стратегических игр. В основу игры положена битва при Аустерлице, в которой Наполеон разгромил значительно превосходящие австрийские войска (прим. - про позор русских войск, автор описания тактично умолчал) .

Ваша задача - повторить успех Наполеона в игре, как в стратегическом так и тактическом плане. На тот случай, если вам это удастся, в игре предусмотрены повышенные уровни сложности.

В игре есть две характерные черты, отличающие ее от других игр. Во-первых, предполагается что командиры ваших частей хорошо подготовлены и во многих случаях решения по отдельным деталям боевых ситуаций принимаются и без вас. Можете даже полностью передать им управление войсками. Во-вторых, для максимального приближения к реальности, существуют скрытые перемещения войск противника. Так, по мере передвижения частей, вы можете терять их из виду и вновь обнаруживать только в результате прямого столкновения. На результативность боевых ударов влияет фактор местности и фактор морального состояния войска. Местность, во-первых, определяет, на какое расстояние может быть передвинуто то или иное подразделение за один ход, и во-вторых, влияет на силу подразделения, находящегося в обороне. Понятно, горный хребет охранять проще, чем заболоченную долину. Моральный фактор учитывается так: боевая мощь частей учитывается: 500 человек - одна единица силы. Тогда часть в составе 4500 человек имеет 9 единиц. При максимальном моральном факторе к ее мощи прибавляется еще 5 единиц, что эквивалентно увеличению численности еще на 3000 человек Техника управления игрой очень похожа на игру "OVERLORD”, в которой вы решаете задачу высадки союзных войск во Франции».

Описание на самом деле очень полезное для понимания происходящего на экране монитора.

Скриншот игры «Austerlitz»
Скриншот игры «Austerlitz»

На скриншоте выше, командующий 5-го армейского корпуса Жан Ланн (в сражении при Аустерлице действовал на левом фланге французов против сил Багратиона) задает Наполеону вопрос о необходимости передислокации. И задача Бонапарта (ну то есть ваша задача) принять стратегическое и тактическое решение, ответив Ланну да («Y») или нет («N»).

Портрет маршала Ланна кисти художника Жана Перрена, 1805—1810 гг.
Портрет маршала Ланна кисти художника Жана Перрена, 1805—1810 гг.

Я, как настоящий патриот своей страны, будучи шпионом в стане врага, провел битву при Аустерлице просто блестяще! Войска Наполеона были разгромлены и позорно бежали с поля боя, потеряв 10875 человек убитыми и 14500 человек ранеными! Считаю это не плохим достижением!

Скриншот игры «Austerlitz»
Скриншот игры «Austerlitz»

Кстати! Пришла тут мысль – а почему бы нам не провести всесоюзное спектрумистское соревнование в стремлении наиболее грандиозно проиграть армии третьей антифранцузской коалиции!)))

Выкладывайте скриншоты и историческую хронику своих поражений в комментариях! А победитель в качестве приза получит новый номер газеты ЗаRulem Печатное Слово, который выйдет уже этой весной!

Пользуясь случаем, группа NOT-Soft сообщает, что работа над весенним номером ЗаRulem начата!

Присылайте в редакцию свои статьи, предложения по улучшению издания, оригинальные идеи! Поучаствуйте в создании уникального печатного издания, посвященного ZX Spectrum!

Как и всегда, авторам статей полагается цветной печатный экземпляр совершенно бесплатно.

Ознакомиться с предыдущими номерами журнала можно на нашем сайте - notsoft.ru, там же указаны наши контакты.

СПИСОК ИГР
Предыдущее расследование (игра "ATARY ROLE")
Следующее расследование (игра "AVALON")