Доброго времени, уважаемые читатели канала «500 игр ZX Spectrum ». Сегодня у нас в гостях весьма занятная игра 1986 года от издателя KW Software - «Austerlitz» (известна также под названием «The Battle of Austerlitz»).
«Битва под Аустерлицем». Думаю у многих на слуху это словосочетание. Для лучшего понимания происходящего в игре, давайте посмотрим историческую справку, а уже потом немного поиграем.
Битва при Аустерлице произошла 2 декабря 1805 года. Это сражение было решающим для наполеоновской армии против армий третьей антифранцузской коалиции. Вошло в историю как «битва трёх императоров», поскольку против армии императора Наполеона I сражались армии императоров австрийского Франца II и русского Александра I. Сражение закончилось разгромом российской и австрийской армий.
Союзная армия насчитывала около 85 тыс. человек (60-тысячная армия русских, 25-тысячная австрийская армия с 278 орудиями) под общим командованием генерала М. И. Кутузова.
Армия Наполеона насчитывала 73,5 тыс. человек. Бонапарт считал, что данных сил будет достаточно для победы. И не ошибся.
Битва, о которой идет речь, состоялась в рамках Войны Третьей коалиции (в советской и российской историографии известная как русско-австро-французская война) - война между Францией, Испанией, Баварией и Италией, с одной стороны и Третьей антифранцузской коалицией, в которую входили Австрийская империя, Россия, Великобритания, Швеция и Неаполитанское королевство - с другой.
Пару слов о том, как началась война. Великобритания, в нарушение Амьенского мира (мирный договор, завершивший войну между Францией и Англией 1800-1802 годов, заключён 25 марта 1802 года в Амьене между Францией, Испанией и Батавской республикой с одной стороны и Англией - с другой) не только не освобождала остров Мальта от своего присутствия, но в марте 1803 г. потребовала от Наполеона уступки Мальты и очищения Нидерландов и Швейцарии от французских войск. Когда на это последовал отрицательный ответ, Великобритания 16 мая 1803 года объявила Франции войну.
Но вернемся к Битве при Аустерлице. Для победы Бонапарта решающим значением стали - энергичность действий французского командования в ходе боя и более высокая выучка, а также больший опыт французских войск по сравнению с противником. В большинстве эпизодов сражения французским частям удавалось сдерживать союзников при их численном превосходстве, а при равенстве сил наносить им существенные поражения. В свою очередь, одну из решающих ролей в разгроме союзной армии сыграла пассивность ее командующих и полная несогласованность действий между ними.
По итогам сражения союзные войска потеряли до 27 тысяч человек, причём большую часть, 21 тысячу - русские. Потери французов, по разным данным, составили 9-12 тысяч человек.
Итак. Авторы игры «Austerlitz» предлагают нам принять участие в битве будучи самим Наполеоном. Скакать на коне и размахивать саблей круша противника нам не придется, а вот понаблюдать как происходит сражение и подвигать войска по полю битвы удастся вволю.
KW Software на оборотной стороне кассетного инлея об игре говорят буквально следующее:
«Эта игра - воссоздание знаменитой победы Наполеона при Аустерлице. «Вы - Наполеон». Игра ведется на физической карте поля битвы с фишками, представляющими юниты, которые принимали участие в битве».
А вот автор описания игры из книги «500 игр» рассказал намного больше и понятнее:
«Игра разработана для версии 128к и является одной из лучших стратегических игр. В основу игры положена битва при Аустерлице, в которой Наполеон разгромил значительно превосходящие австрийские войска (прим. - про позор русских войск, автор описания тактично умолчал) .
Ваша задача - повторить успех Наполеона в игре, как в стратегическом так и тактическом плане. На тот случай, если вам это удастся, в игре предусмотрены повышенные уровни сложности.
В игре есть две характерные черты, отличающие ее от других игр. Во-первых, предполагается что командиры ваших частей хорошо подготовлены и во многих случаях решения по отдельным деталям боевых ситуаций принимаются и без вас. Можете даже полностью передать им управление войсками. Во-вторых, для максимального приближения к реальности, существуют скрытые перемещения войск противника. Так, по мере передвижения частей, вы можете терять их из виду и вновь обнаруживать только в результате прямого столкновения. На результативность боевых ударов влияет фактор местности и фактор морального состояния войска. Местность, во-первых, определяет, на какое расстояние может быть передвинуто то или иное подразделение за один ход, и во-вторых, влияет на силу подразделения, находящегося в обороне. Понятно, горный хребет охранять проще, чем заболоченную долину. Моральный фактор учитывается так: боевая мощь частей учитывается: 500 человек - одна единица силы. Тогда часть в составе 4500 человек имеет 9 единиц. При максимальном моральном факторе к ее мощи прибавляется еще 5 единиц, что эквивалентно увеличению численности еще на 3000 человек Техника управления игрой очень похожа на игру "OVERLORD”, в которой вы решаете задачу высадки союзных войск во Франции».
Описание на самом деле очень полезное для понимания происходящего на экране монитора.
На скриншоте выше, командующий 5-го армейского корпуса Жан Ланн (в сражении при Аустерлице действовал на левом фланге французов против сил Багратиона) задает Наполеону вопрос о необходимости передислокации. И задача Бонапарта (ну то есть ваша задача) принять стратегическое и тактическое решение, ответив Ланну да («Y») или нет («N»).
Я, как настоящий патриот своей страны, будучи шпионом в стане врага, провел битву при Аустерлице просто блестяще! Войска Наполеона были разгромлены и позорно бежали с поля боя, потеряв 10875 человек убитыми и 14500 человек ранеными! Считаю это не плохим достижением!
Кстати! Пришла тут мысль – а почему бы нам не провести всесоюзное спектрумистское соревнование в стремлении наиболее грандиозно проиграть армии третьей антифранцузской коалиции!)))
Выкладывайте скриншоты и историческую хронику своих поражений в комментариях! А победитель в качестве приза получит новый номер газеты ЗаRulem Печатное Слово, который выйдет уже этой весной!
Пользуясь случаем, группа NOT-Soft сообщает, что работа над весенним номером ЗаRulem начата!
Присылайте в редакцию свои статьи, предложения по улучшению издания, оригинальные идеи! Поучаствуйте в создании уникального печатного издания, посвященного ZX Spectrum!
Как и всегда, авторам статей полагается цветной печатный экземпляр совершенно бесплатно.
Ознакомиться с предыдущими номерами журнала можно на нашем сайте - notsoft.ru, там же указаны наши контакты.
СПИСОК ИГР
Предыдущее расследование (игра "ATARY ROLE")
Следующее расследование (игра "AVALON")