Найти тему
Максим Бутин

5138. ИИСУС. ДВА ИСХОДЯЩИХ…

1. «И, призвав народ, сказал им: слушайте и разумейте! не то, что входит в уста, оскверняет человека, но то, что выходит из уст, оскверняет человека.

Тогда ученики Его, приступив, сказали Ему: знаешь ли, что фарисеи, услышав слово сие, соблазнились?

Он же сказал в ответ: всякое растение, которое не Отец Мой Небесный насадил, искоренится; оставьте их: они — слепые вожди слепых; а если слепой ведёт слепого, то оба упадут в яму.

Пётр же, отвечая, сказал Ему: изъясни нам притчу сию.

Иисус сказал: неужели и вы ещё не разумеете? ещё ли не понимаете, что все, входящее в уста, проходит в чрево и извергается вон? а исходящее из уст — из сердца исходит — сие оскверняет человека, ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления — это оскверняет человека; а есть неумытыми руками — не оскверняет человека» (Мф. 15; 10 — 20).

2. Вот что пишет по поводу этого текста Феофилакт Болгарский:

«(10 — 11) И, призвав народ, сказал им: слушайте и разумейте! не то, что входит в уста, оскверняет человека, но то, что выходит из уст, оскверняет человека. — С фарисеями, как неисцелимыми, уже не хочет более говорить, но с народом. Призывая же людей, Он хочет оказать им некоторую честь, чтобы они приняли Его учение; словами же слушайте и разумейте побуждает народ к вниманию. Так как фарисеи обвиняли учеников за то, что они ели неумытыми руками, то Господь говорит, что никакая пища не оскверняет человека, то есть не делает нечистым. А если пища не оскверняет, то тем более вкушение её неумытыми руками, ибо только душа человека оскверняется, когда он говорит, чего не должно. Этим Господь указывает на фарисеев, осквернявших себя своими завистливыми речами. Заметь Его премудрость: Он не даёт правила вкушать пищу неумытыми руками и не запрещает, а научает совсем другому, именно: не выносить из сердца худых речей».

Блаженный Феофилакт Болгарский . Толкование на Евангелие от Матфея. — Благовестник: В 4 тт. Т. 1. М.: Издательство Сретенского монастыря, 2013. Сс. 237 — 238.

Не возникает никаких сомнений, что Феофилакт Болгарский излагает свои благодушные к тексту ассоциации, а не толкует текст, не задаёт ему вопросы. У блаженных всегда недостовало ума. Вот и Феофилакт наивен, как пинетки.

3. А вот что думаю я. «Всё, входящее в уста, проходит в чрево и извергается вон» (Мф. 15; 17). Так ли уж хороши «низменные субстанции телесного происхождения» (С. Лем ), что не обращать внимания на то, в ком они были? И точно так же «исходящее из уст — из сердца исходит» (Мф. 15; 18). То есть опять-таки изнутри человека наружу. Так почему же исходящее из сердца оскверняет человека, а исходящее из анального сфинктера и мочеиспускательного канала — нет? И то, и другое исходящее (из анального сфинктера и мочеиспускательного канала) не слишком добротно по качеству. И чем это так сердце хуже анального сфинктера?

3. А самое главное — решить вопрос: как покинувшее человека может его осквернить? Скверна ведь теперь не на человеке и не внутри человека, но уже где-то вовне. Ась?

2021.02.09.