"Главное в экономике - не деньги, ресурсы или даже технологии, а идеи и люди их воплощающие" (предположительно, Сунь Цзы, а может и нет)
КРАТКАЯ ТЕОРИЯ
Экономика, простыми словами, это деятельность по обеспечению её участников (человека, семьи или общества) жизненными продуктами (благами в форме предметов, ресурсов, работ и услуг). Экономика государства отличается от экономики индивидуума (или конкретной семьи) наличием систем распределения, перераспределения, обеспечивающей инфраструктуры и системы управления.
В основе экономики, как научной области, лежит теория (непротиворечивая версия), обосновывающая тот или иной механизм её функционирования: взаимосвязь участников хозяйственной деятельности (потребителей, государства, предметов и средств труда, рабочей силы, природы), а также закономерности, вытекающие из экономической деятельности.
Существуют две основные теории экономики:
1. Экономика бизнеса или буржуазная теория хозяйственной деятельности, представленная "Экономикс", и являющая собой предметные области знаний в области предприятий, развития технологий, финансового сектора и других экономических областей. В основе этой теории лежат методики и модели, описывающие механизмы функционирования экономики с либеральных взглядов, то есть предполагающие целью предприятий получение прибыли и увеличение капитала, при минимальном участии государства, а основным движущим фактором развития является свободный рынок (с минимальным госрегулированием). Кризисы (перепроизводства, спроса, финансовые, международные) ведут к перестройке экономической системы, выступая саморегулятором. Фактически, буржуазная экономика может развиваться только в условиях расширения рынков, то есть крупные (глобальные) кризисы могут быть устранены через передел сфер влияния в результате военно-политических конфликтов. Например, развал СССР и стран СЭВ позволил перераспределить рынки в пользу западного бизнеса, что дало странам Запада и их союзникам отсрочку их экономического падения почти на 30 лет. В современных условиях противостояния крупных держав наличие ядерного оружия оставляет только возможности по применению "мягкой" силы - передел рынков через осуществление "оранжевых" революций, без глобальных войн. Именно такая стратегия привела к т.н. демократическому "крестовому походу" демпартии США, и реализовалась в Югославии, на Украине, в Ираке и других странах.
2. Социалистическая экономика, в основе которой лежит теория стоимости К. Маркса (стоимость по Марксу создаётся трудом - работниками), с учётом мировой власти денег (международных - торговли, инвестиций и финансов), представляет ту же капиталистическую систему, главным выгодоприобретателем которого выступает государство. Экономика более зарегулирована, как правило, роль корпораций выполняют государственные службы и/или предприятия.
На самом деле стоимость это не только результат труда (работников, инженеров, учёных и руководителей предприятий), но и вклад природных ресурсов. Например, затраты (энергия) на добычу 1 тн. нефти значительно меньше энергии, содержащейся в этой тонне нефти, или урожайность определяется не столько затратами на селекцию новых семян и удобрение почвы, сколько природными условиями - длительностью вегетационного периода, солнечной энергией, температурой, осадками и т.п.
В общем случае, успешность экономики определяется минимизацией совокупных затрат в виде различных ресурсов (человеческих, природных, технологических, временных) при производстве и распределении потребностей (индивидуальных и общественных благ в форме продукции, работ и услуг). При этом основным критерием успешности выступает не максимизация производимых потребностей, а их соответствие запросам общества в количественном и качественном выражениях. В условиях всеобъемлющего масштаба государственной экономики, такой критерий при сотнях тысячах ограничений (региональных, ресурсных, логистических и т.п.) возможен только в условиях централизованной экономики на основе научного планирования и контроля. И без единой государственной системы эффективная (успешная) экономика существовать не способна. Без такого государственного контроля крупнейшие предприятия договорятся друг с другом и создадут олигархическую монополию, примером которой может служить "семибанкирщина" в новейшей истории России.
Реализация государственной централизованной системы регулирования экономики создаёт следующие проблемы: зарегулированность хозяйственной деятельности, приводящей к бюрократизации и раздуванию властного (контрольного и ведомственного) аппарата, лишению инициативы предпринимателей, что может в целом исключить эффект от централизованного управления экономикой. Устранение зарегулированности решается выведением малого предпринимательства из системы госрегурования с одновременным возложением ответственности на самих предпринимателей и ответственных должностных лиц предприятий, а также разработкой отраслевых регламентов хозяйствования.
Дополнительным результатом построения эффективной экономики, с точки зрения вышеуказанного критерия, является появления "лишних", то есть невостребованных экономикой, людей. Эффект роботизирования, повышения технологичности и оптимизации высвобождает рабочие руки, и решение задачи занятости таких высвобождённых трудовых ресурсов в развитых странах стоит очень остро. Решением данной проблемы может стать создание новых отраслей, потребностей, развитие научной и культурной жизни общества. Что в свою очередь, потребует создания системы государственного управления человеческими ресурсами, такая система должна быть основана на принципе меритократии и научном планировании.
ПРИЧИНЫ КРУШЕНИЯ СОВЕТСКОЙ ЭКОНОМИКИ
Если абстрагироваться от противостояния СССР и стран Запада, в том числе: предательства советской элиты, деятельности диссидентов, гонки вооружений, то можно сделать вывод о главной причине разрушения советского строя, как результата невыполнения государственными органами и гражданами взаимных обязательств:
Власть перестала исходить из интересов народа, а граждане перестали служить государству.
Это произошло из-за исчерпания жизнеутверждающих смыслов, лежащих в основе социалистической идеологии.
Таким образом, неверие в декларируемые идеалы, бюрократизация властного аппарата, стяжательство и корыстолюбие, коррупция явились причинами деградации общественного сознания, что привело сначала к разрушению доверия между властью и обществом, а после - к возникновению идеи о главенстве обогащения, как единственной цели жизни. Именно такое состояние общества к концу 80-х годов привело к развалу Союза, а также "лихим 90-тым".
АНАЛИЗ
Если проанализировать историю СССР, то можно выделить периоды сверхуспешного развития экономики страны:
- Промышленная революция 30-х годов 20 века. Несмотря на спорные результаты коллективизации, страна превратилась в крупнейшую промышленную и научно-технологическую мировую державу;
- Эвакуация промышленности в начале ВОВ и организация производства в кратчайшие сроки, которая и позволила победить в войне. Объёмы производства военной техники Советского Союза уже к концу 1942 г. превышали аналогичные объёмы фашисткой Германии со всеми их союзниками вместе взятыми;
- Ядерная и космическая программа СССР 50-х и 60-х годов прошлого века.
Следствием приведённого анализа является следующее:
Экономический рывок России возможен только в "мобизизационных" условиях, то есть при концентрации всех ресурсов как материальных, так и духовных на важнейших (ключевых) направлениях развития общества.
РЕАЛИЗАЦИЯ
К важнейшим направлениям развития относятся:
1. Фундаментальная и прикладная наука и образование во всех сферах;
2. Медицина и демография;
3. Сельское хозяйство, в том числе с целью рассредоточения крупных городов, вовлечения в хозяйственный оборот неиспользуемых земель, строительства необходимой инфраструктуры и развития малозаселённых территорий;
4. Реформирование российского общества в целях обеспечения реального доверия между властью и гражданами. Смыслом такого реформирования должна стать постановка нравственности и русской культуры, как главнейших базисов общественного устройства, а также обеспечение стратегической безопасности государства. В целях такого обеспечения безопасности, федеративное устройство необходимо преобразовать к имперскому, а именно: вместо национальных административных единиц должны быть сформированы административные единицы по экономическо-территориальному принципу, типа, современных федеральных округов, а сохранность национальных культур гарантировать законом.
5. Разработка территориальных и отраслевых планов комплексного развития в виде государственных программ, учитывающих тенденции развития науки, техники и экономики на перспективу 70-100 лет. Сами планы должны быть на 3-5 лет, и предполагать создание модернизированной экономики и развития территорий во взаимосвязи с планами по демографии, образованию, науке, промышленной и сельско-хозяйственной, а также военной и прочим направлениям. В качестве первоначальных шагов начала реализации планов по модернизации должны стать:
5.1. Минимально возможная по стоимости цена энергии и топлива для внутреннего потребления. Предположительно, стоимость усреднённого 1 кВт-час энергии не должна превышать 1 руб., отказ от акцизов для топлива, в том числе: авиционного и газа для внутренних нужд.
5.2. Налоговое реформирование, включающее: отказ от НДС и его замена на налог с оборота (не более 3-х %), снижение нормы отчислений от фонда оплаты труда до 10-15% (сейчас ставка отчислений составляет от 30 %), увеличение подоходного налога для доходов свыше 1 млн.руб. в год до 30 %. НДС является крайне затратным и неэффективным налогом, увеличивающим инфляцию. Снижение отчислений от зарплаты работников до 10-15% (в 2-2,5 раза меньше, чем действующие) приведёт к полной легализации оплаты труда и снижению себестоимости, расчёты показывают, что отчисления в размере 7% от фонда оплаты труда достаточны для выплаты пенсий.
5.3. Развитие системы государственных облигационных займов для обеспечения финансирования госпрограмм и оптимизации перераспределения финансов. Здесь стоит провести аналогию с облигационными гос. займами во время ВОВ, за счёт которых было произведено около 10 % от объёмов военной продукции, что сопоставимо с поставками по "ленд-лизу".
5.4. Банковское и денежное реформирование, в том числе: ограничение стоимости кредитов учётной ставкой ЦБ, в том числе и по действующим кредитам, отмена наличной национальной валюты и повсеместный переход на безналичные расчёты (в удалённых регионах возможно развитие чековых расчётов), отказ от продажи гос.ресурсов (в том числе углеводородов, металлов и пр.) за иностранную валюту, формирование фонда обеспечения национальной валюты для создание "золотого" (обеспеченного активами) рубля, формирование и развитие национальной биржи для упрощения валюто-обменных операций, создание национальной международной расчётной системы. Освобождение государством от кредитной кабалы граждан, например, методом выкупа их просроченных задолженностей с пролонгацией сроков возврата кредитов по минимальным ставкам на максимально возможный срок (15-25 лет).
Осуществление первых четырёх шагов сделает стоимость рубля в ценах на момент публикации статьи равным 0,04 $ США или 25 руб. за 1 $, и снизит инфляцию. Увеличение стоимости и покупательной способности рубля в 2,7-2,9 раза будет связано с повышением спроса на рубли из-за отказа продаж экспортных товаров за валюту, а также в связи с формированием фонда активов, обеспечивающих казначейские обязательства (рубли). В краткосрочной перспективе такое удорожание рубля приведёт к снижению экспортной выручки, так как в современных условиях экспортная выручка зависит от курса рубля к доллару и прочим валютам. Но в силу увеличения покупательной способности рубля, легализации теневого сектора (отказ от наличных платежных средств) и роста российской экономики в связи с конкурентными преимуществами (доступная энергия и топливо, благоприятная налоговая среда), а также временному эффекту от импорта (рост покупательной способности рубля), через 4-6 месяцев такое снижение экспорта будет компенсировано.
5.5. Создание российского интернета, а также формирование плана развития отечественного ИТ-рынка, в том числе: независимых операционных систем и средств разработки ПО.
5.6. Формирование государственного фонда, гарантирующего сохранность средств для иностранных инвестиций, а также освобождение от налогов отечественных и иностранных инвестиций в строительство, производство и переработку до периода выхода на окупаемость инвестиционных проектов.
5.7. Вхождение государством во все капиталы крупных предприятий, с обеспечением государственного участия не менее 50% плюс один голос. Такая частичная национализация может проводиться как за денежные средства, так и за гос. облигации, при условии отсутствия криминального прошлого по приватизации бывших госпредприятий. Создание органов государственных управляющих (наёмных служащих) с законодательным регулированием их ответственности.
Национализация компаний необходима, в том числе для целей прекращения вывода средств (в виде дивидендов в оффшоры и фиктивных операций), ежегодный отток капитала из России составляет от 50 до 70 млрд. $ США.
Предположительно, реализация такой мобилизационной программы по итогам только первых двух лет даст увеличение ВВП не менее 50%, из которых: 15-20% - за счёт легализации теневого сектора, в том числе: связанным с отказом от наличных средств и снижением отчислений от оплаты труда; не менее 20% - от роста экономики в связи с уменьшением стоимости энергии и топлива; и 10% - от роста инвестиций.
По итогам пятилетней комплексной программы объём российской экономики вырастет в 2,5-3 раза по сравнению с настоящим уровнем.
РЕФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ
Возрождение российского села и русского генофонда. План действий.