Уже в который раз — то с подачи каких-то ветеранских организаций, то по инициативе деятелей культуры — обсуждается восстановление памятника Дзержинскому на Лубянской площади. Слава Богу, в обсуждении не участвуют люди, которые принимают решения, и поэтому «благие» пожелания так и остаются благими пожеланиями. Но сам факт, что этот вопрос кого-то (и этих «кого-то» довольно много) волнует, очень примечателен.
Христос сказал ученикам: «Где сокровище ваше, там и сердце ваше будет» (Лк. 12:34). Народная поговорка вторит: «У кого что болит, тот о том и говорит». Если ветераны спецслужб и представители творческой интеллигенции хотят восстановить памятник Дзержинскому, наверно, его отсутствие мучит их. Чем же?
Вероятно, с их точки зрения, попрана историческая справедливость. Почему же это чувство справедливости так избирательно? Почему оно забывает о снесенных большевиками Китайгородской стене и Пантелеймоновской часовне на Лубянке?
Может быть, они печалятся о том, что мы не должным образом чтим память выдающегося предка? Но ведь у нас многим замечательным деятелям прошлого не поставлено памятника. Например, нет памятника первому министру внутренних дел Российской империи Виктору Кочубею. Нет памятника царю Михаилу Феодоровичу, который восстанавливал Россию после Смуты. Нет памятников многим поэтам, композиторам, ученым. При этом, вдумайтесь, по всей стране более 40 памятников и бюстов первого председателя ВЧК.
Может быть, они полагают, что восстановление монумента на лубянке послужит гражданскому миру. Увы, и это не так: это только обострит полемику «красных» и «белых», на которых до сих пор разделено наше общество. Слишком для многих Дзержинский – один из инициаторов и прводников «красного террора», чьими жертвами стали многие известные и неизвестные невинные люди: от крестьян и обывателей до священников и поэтов.
Нет, инициатива эта лицемерна. Она свидетельствует ни о стремлении к справедливости, ни о стремлении увековечить память предка, ни о стремлении к миру. В ней отчетливо слышится желание навязать конкретную идеологическую позицию, конкретный взгляд на историю — где победа Революции — безусловная ценность, а ее верный рыцарь Дзержинский — фигура положительная.