Найти тему
СЛОВО

Ибо нет власти не от Бога...

В связи с какими-то политическими событиями нередко приходится слышать упрёки в сторону христиан, дескать, в вашей Библии написано, что всякая власть от Бога. Получается, что с одобрения небесной канцелярии ведётся деятельность и плохих правителей. Но это лишь невежественное толкование слов апостола Павла. Именно он в своём послании к римлянам написал: «Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога» (Рим. 13, 1). Что конкретно он имел в виду?
.
Самую суть этого изречения ухватил святитель Иоанн Златоуст, который объясняет, что речь не о каждом конкретном начальнике в отдельности, но о самом институте власти. То есть Богу угодно, чтобы в мире существовали начальники и подчинённые, потому что эта иерархия упорядочивает жизнь людей. В противном случае, мир погрузится в хаос, где каждый будет творить по своему разумению, что правильно, а что нет.
.
Для того, чтобы быть понятным святой Иоанн приводит примеры из жизни. Например, властью от Бога является тот факт, что муж глава семьи, и ему подчиняется и супруга и его дети. В школе учитель начальствует над учеником, ведь по-другому учебный процесс не построить. Если брать аналогии из современной эпохи, то на заводе инженер подчиняется директору, а инженеру – прораб, а прорабу – рабочие. Без этой соподчинённости предприятие встанет. Также для города необходим мэр, для области и края – губернатор, а для страны – президент.
.
Поэтому апостол Павел в своём изречении не имел в виду нравственный облик того или иного начальника. Этот вопрос не во власти Бога, поскольку Он создал людей со свободной волей. Каждый из нас самостоятельно решает проблему загрязнённости своей души. А ещё у святых отцов есть замечательная мысль, которую можно иллюстрировать народной пословицы – по Сеньке и шапка. Эту идею озвучивает, в частности, и преподобный Ефрем Сирин, утверждающий, что Бог попускает народу ту власть, которой он заслуживает. В одном случае, для милосердия, в другом – для вразумления.