Найти в Дзене
Ай да Музыка

РУСАЛОЧКА

Врубель.Русалки
Бывают великие исполнители и великие исполнения,которые после премьеры сразу же переходят в вечность.Такими выдающимися исполнениями можно считать запись "Русалки" с А.Пироговым и дирижером Небольсиным,с Иваном Козловским и дирижером Евгением Светлановым.Таких исполнителей и исполнений больше нет и больше не будет.
(Хотел опубликовать Даргомыжского еще неделю назад,но занялся
Врубель.Русалки
Врубель.Русалки

Бывают великие исполнители и великие исполнения,которые после премьеры сразу же переходят в вечность.Такими выдающимися исполнениями можно считать запись "Русалки" с А.Пироговым и дирижером Небольсиным,с Иваном Козловским и дирижером Евгением Светлановым.Таких исполнителей и исполнений больше нет и больше не будет.
(Хотел опубликовать Даргомыжского еще неделю назад,но занялся вырезанием щелчков и это растянулось до сего дня.Одно из двух:либо опубликовать старую запись со всеми"прелестями",либо с И.Козловским в сокращении.А с Козловским обнаружил тоже щелчки!)
Иван Козловский трактует образ князя как страстно-любящего,нежного,но он поневоле женится на другой,и от этого и разыгрывается вся драма.Этот образ далек от холодного,расчетливого образа у Пушкина.


Опера"Русалка" явилась наиболее выдающимся достижением русского искусства после"Руслана" Глинки.Хотя "Каменный гость"Даргомыжского я считаю уникальным выдающимся шедевром,единственным в своем роде,от которого ниточка ведет к народным драмам Мусоргского и вплоть до "Катерины Измайловой" Шостаковича.А от "Русалки" дорога ведет к образам сказочным Римского-Корсакова и его подлинно народным операм,таким как "Садко".


Образ Наташи,которая после известия князя,в процессе переживаний постепенно сходит с ума и бросается с высокого берега Днепра-истинно монолитный образ,навеянный законченным беловым вариантом драмы Пушкина.На этом собственно у него все и заканчивается(и кажется нечего больше и желать!)-а далее,следуют только наброски отдельных сцен,которые Даргомыжским,после кропотливой работы-а либретто писал он сам!-удается придать законченный облик и превратить еще в целых три действия оперы,в сущности дописать ЗА Пушкина еще три акта трагедии!Плюс написать ко всему этому еще и музыку-кто-нибудь до сих пор оценил этот гигантский ТРУД?


Большую эволюцию проходит образ Наташа,от любящей и преданной женщины,до холодной и гордой Русалки,жаждущей мщения!
Образ Мельника (а мельники,как известно якшаются с бесами и слывут колдунами!),который несколькими гениальными штрихами едва намечен у Пушкина,из алчного старика,жаждущего наживы и уговаривающего дочь скорее окрутить князя,у Даргомыжского превращается в подлинно трагический образ.Это Шекспир,это русский Король Лир.
После гибели дочери,он невольно сходит с ума и бродит как "ворон", или лучше "коршун" по лесу,в надежде найти князя и отомстить.Он всеми силами души жаждет мщения,он желает убить князя,столкнув с высокого берега в реку также как погибла его дочь!
И в конце оперы,это ему,наконец,удается!


Сказочные образы русалок,водящих хороводы на дне Днепра,приближаются к сценам подводного царства в опере "Садко" Римского-Корсакова.И я думаю,он многое почерпнул у Даргомыжского.
Преобладающая речитативность оперы,несмотря на использование бытового романса,с вкраплениями интонаций крестьянской песни,открывает путь операм Мусоргского и,далее,Шостаковича,а номера и танцы балетной музыки продолжат свою жизнь в балетах Стравинского.