Как на этом скромном дзен-канале отмечалось, ойратские (называемые соседними народами калмыцкими) войска начали совершать совместные походы с Царской армией с начала 1660-х годов, успешно ведя боевые действия против владений Оттоманской Порты, включая Крымское ханство, и против армий Речи Посполитой. В случае с поляками мы планируем описать победы ойратов над крылатыми гусарами (в 1665 году, битва под Белой Церковью), однако тема этой дзен-статьи - участие ойратских воинов в знаменитом сражении при Калише в 1706 году.
В предыдущей статье на этом скромном дзен-канале мы рассмотрели разгром польской армии под руководством Юзефа Потоцкого ойратским отрядом - ойраты в количестве 4 тысячи всадников атаковали и в ближнем бою опрокинули 10 полков поляков, после чего польская армия обратилась в бегство, при этом ойраты казнили пленных, значительно понизив боевой дух польских союзников шведской армии.
В том же октябре 1706 года армии Царства Русского, включая ойратский отряд примерно в 4 тысячи всадников, саксонцев и поляков короля Августа II - всего около 30 тысяч воинов, сошлись с войсками шведов и поляков короля Станислава Лещинского (который в сражении не участвовал) в количестве примерно оцениваемом от 14 до 27 тысяч солдат.
Как известно, Царская армия под руководством тогда еще графа и князя Священной Римской империи Александра Даниловича Меншикова с союзниками (которые на самом деле уже подписали сепаратный мир) одолела шведов, которыми руководил барон Арвид Аксель Мардефельт и поляков магната Юзефа Потоцкого. В этой битве поляки выступали уже сильно физически и морально потрепанными трехчасовым сражением с ойратами несколькими днями ранее, так что основная по численности составляющая армии Мардефельта-Потоцкого - поляки, после первых же атак укрылись в вагенбурге (кстати - стандартное место для обороны от ойратов, схожую тактику поляки избрали в 1665 году при Белой Церкви /похоже, что поляки Потоцкого составили план с вагенбургом заранее/, также старались поступать и казахи /статьи на эту тему есть на этом скромном дзен-канале/). В качестве описания сражения процитируем военачальника - победителя в этой битве Меншикова:
"29 октября нового стиля мы на голову разбили неприятеля под Калишем. Шведскими войсками командовал генерал от инфантерии Мардерфельд; под его началом были 8 шведских полков 4 пехотных и 4 кавалерийских, то есть около 8000 человек шведов, и 24 000 поляков, вверенных палатину киевскому. Из них большая часть убита или ранена. У меня было только 8000 драгун; в деле участвовал еще король польский с 4000 саксонцев; поляки же, бывшие при его величестве, во время самой битвы оставались в бездействии вместе с нашими калмыками и казаками, но оказали большую помощь в преследовании разбитого неприятеля. Атака началась в 4 часа пополудни, в 6 всё уже было кончено; и не наступи ночь так рано, не удалось бы уйти ни одному человеку, как умел уйти генерал-лейтенант Крассау с двумя эскадронами. Я захватил в плен главнокомандующего — генерала Мардерфельда, 6 полковников, 2 подполковников, 10 кавалерийских поручиков; далее из пехотных войск: 3 подполковников, 2 майоров, 7 капитанов, 30 поручиков, 17 прапорщиков, 4 адъютантов; кроме того 294 унтер-офицера и 2000 рядовых, частью кавалеристов, частью пехотинцев. В плену у короля польского в Калише находится 17 кавалерийских и пехотных капитанов, 16 поручиков, 15 корнетов и 6 прапорщиков, а также несколько штаб-офицеров и 800 рядовых, палатин киевский, недавно возведенный новоизбранным королём в коронные гетманы, палатин трокский и многие другие знатные поляки, большинство которых сдалось в день калишской битвы. Мы также отняли у неприятеля всю артиллерию и обоз. О потерях саксонцев в этом сражении известий у меня нет, потери же русских очень незначительны; убитых 84 человека (в том числе и офицеры и рядовые), раненых 324 человека".
Как считают западные исследователи, граф и князь Меншиков значительно исказил численности участников сражения и соответствующих потерь (мы то его понимаем - человек был на войне), при этом он, как очень опытный военачальник (а военный опыт у него тогда был уже крайне богатый), отправил ойратский отряд и казаков обойти шведов и поляков, организовав своеобразный заслон на пути убегающих, что в итоге помогло Царской армии добиться крайне убедительной победы - потери шведов и их союзников были крайне большими, к примеру, считается, что из шведов с поля боя смогли уйти только несколько сотен конницы (тут, конечно, снова вспомним, что ойраты довольно неохотно брали пленных, шведы и поляки об этом хорошо знали и вполне могли счесть предпочтительным при ухудшении ситуации сдаться в плен русским, саксонским или польским солдатам). То есть умный европейский полководец, каким мы бы назвали графа-князя Меншикова, старался использовать ойратских всадников для разведки и борьбы с вражескими конными разъездами и для преследования сломленного противника. Сам же разгром ойратами поляков 3 октября 1706 года (до битвы при Калише) - как и описывается современниками-очевидцами, скорее инициатива ойратского командующего (ойратская конница сама атаковала поляков - "бросилась наперед, не дождався драгун").
И в заключение этой статьи отметим, что, в отличии от современных историков (и Википедии), Меншиков при перечислении ставит ойратов (калмыков) перед казаками (хотя казаков в этом сражении участвовало значительно больше), что свидетельствует о неравноценности оценки боевых способностей ойратов и казаков военными практиками того периода.