Найти в Дзене
Перекрестки Истории

Эвридика Македонская. Без Орфея, к Арридею (продолжение)

Приветствую, уважаемые читатели! Добро пожаловать на мой канал.

Предыстория

В предыдущей статье была рассказано о двух женщинах македонско-иллирийского происхождения - матери и дочери - Кенане и Эвридике.

Далее пойдет продолжение. Как я уже указывал ранее, обе они оказались втянуты в водоворот событий в борьбу вокруг македонского трона после убийства царя Филиппа II - отца Кенаны и Александра Македонского.

Мать и дочь - амазонки в обстановке после смерти Александра Великого

И вот, 13 лет спустя происходит другое событие, всколыхнувшее весь тогдашний мир гораздо сильнее чем смерть Филиппа - В 323 году до н. э. в Вавилоне неожиданно в возрасте 32 лет и восьми месяцев умирает его сын - Александр. Причем смерть застает великого царя накануне подготовленного им похода в Аравию и в Западную Африку (на Карфаген). Молодым завоевателем были подготовлены огромная армия и флот (по разным данным до 120 тысяч солдат и 1000 кораблей) и теперь все это «хозяйство» осталось паре десятков друзей и сподвижников молодого царя, которые по словам одного из современников «последний раз встретились все мирно только на похоронах Александра, после чего более сорока лет встречались только как враги на поле битвы».

Страсти по смерти Александра Македонского. Коллаж автора из изображений в интернете.
Страсти по смерти Александра Македонского. Коллаж автора из изображений в интернете.

Когда вести о смерти Александра достигли его родной Македонии практически сразу начались волнения среди греков - недовольных македонской властью, а также северных племен Балкан, покоренных Филиппом и Александром.

Но Кенана и ее дочь Эвридика решили, что их час пробил – как говорится в мутной воде рыбу ловить. Александр не оставил зрелого наследника – его жена бактрийская княжна Роксана (Бактрия – территория современных Узбекистана и Таджикистана) родила мальчика уже после смерти великого завоевателя, а сыну от персиянки Барсины – любовницы и спутницы Александра до его свадьбы с Роксаной не было и двух лет (впрочем факт отцовства Александра для сына Барсины является спорным, но сейчас это не важно).

Мать и дочь амазонки приглядываются к царскому македонскому трону.

Единственным наследником, которого признала македонская армия был Арридей - сводный брат Александра. Он был сыном Филиппа от фессалийской красавицы Филинны. Александр пощадил Арридея после смерти отца, потому что этот юноша был слабоумным - трогать умалишенных считалось святотатством и в то время, но главной причиной было то, что Александр не видел в нем соперника в борьбе за власть, да и мать его была не знатного рода, а македонские аристократы в то время не потерпели бы такого человека на троне.

Но со смертью Александра ситуация скорее всего изменилась. Арридей был единственным из прямых наследников Филиппа мужского пола - что было чрезвычайно важным для македонян, кто по возрасту мог занять царский трон (ему было около 33 лет), по крайней мере до момента пока подрастет законный сын Александра.

Македонские полководцы – сподвижники умершего царя не стали противиться мнению армии и согласились с волей собрания мужчин воинов (что, кстати было согласно древней македонской традиции). Есть мнение что военачальники пытались убедить воинов, что надо отдать трон малолетнему сыну Александра от Роксаны, но македонская фаланга заявила, что не потерпит над собой царя полуперса. И знать была вынуждена уступить воинам.

Кенана росла вместе с Арридеем в македонском царском дворце и видимо знала особенности его характера и поведения. В древности ходили слухи, что первоначально Арридей был умным и подающим надежды мальчиком, но Олимпиада Эпирская – в тот момент жена Филиппа II опоила его какими-то снадобьями и мальчик тронулся умом. Впрочем, об Олимпиаде мало что говорили хорошего в древности (да и в более поздние времена).

Кенана предложила дочери – пятнадцатилетней красавице и умнице (к тому же юной воительнице) стать женой Арридея, то есть царицей державы, простирающейся от Адриатического моря на Западе, до берегов Инда на Востоке. Однако ранее к Эвридике сватался один из ближайших друзей Александра – Пердикка (будущий активный участник борьбы за наследство великого царя). Кенана тогда дала свое согласие на брак дочери с ним, но теперь решила перетасовать карты.

Эвридика, видимо видевшая себя уже властительницей половины мира, вероятно не желала менять титул царицы Македонской на участь жены пусть и знатного, но всего лишь армейского военачальника и Пердикке было отказано – гордый македонец не простил обмана, но об этом позже.

Мать и дочь амазонки начинают действовать

Кенана и Эвридика решили действовать на опережение и как можно быстрее сочетать Эвридику браком с Арридеем. Дело осложнялось тем, что последний был не в Македонии, а в Малой Азии на территории современной Турции, двигаясь в сторону Вавилона.

Кенана и Эвридика собрали небольшое войско из македонян и родичей Кенаны – иллирийцев и двинулись к побережью для переправы в Азию и догнать столь для них важного жениха.

Македонские всадники и иллирийские пираты - две нации смешавшиеся в Эвридике и Кенане.
Македонские всадники и иллирийские пираты - две нации смешавшиеся в Эвридике и Кенане.

В Македонии в то время правил наместником Антипатр, поставленный еще Александром. Это был знатный македонец еще «старой» закалки царя Филиппа. Изначально он поддержал Александра во время борьбы за трон, но со временем их отношения испортились и к самой смерти Александра перетекли чуть ли не в открытую вражду.

Даже поговаривали, что великий завоеватель был отравлен Кассандром – страшим сыном Антипатра. Но особенно напряженными были у Антипатра отношения с Олимпиадой Эпирской – матерью Александра Великого. Несколько лет они едва терпели друг друга и оба слали Александру письма с жалобами. Александр, как сообщают, сочувствовал матери, но настоятельно ей советовал не вмешиваться в дела государства. В итоге, не выдержав распрей с Антипатром Олимпиада уехала на родину в Эпир (совр. Албания) где ее дочь Клеопатра, к тому времени овдовела и правила от имени своего малолетнего сына.

Антипатр, как и другие македонские аристократы решил извлечь свою выгоду из смерти Александра и брак Эвридики с Арридеем был ему крайне невыгоден. Поэтому, узнав о том, что мать и дочь с отрядом воинов (пусть и немногочисленными) выступили из Македонии к морю, он велел верным ему войскам не допустить их переправы в Азию.

На берегах Стримон - македонской реки Эвридика с матерью встретили заслоны из македонских солдат верных Антипатру, но обе не стали отступать, а верхом с копьями в руках возглавили атаку своих всадников на воинов Антипатра. О ходе боя мало что известно, но его итог - Эвридика и Кенана прорвали выставленные Антипатром заслоны, причем не только на Стримоне, но и далее по дороге и в итоге добрались до побережья.

Окончание следует.

Начало здесь, здесь и здесь.

Спасибо, что дочитали! Ставьте лайк! Подписывайтесь на канал!
С уважением, Vlad Marcus.