Наверняка уже все слышали про приклеенный скотчем к стене банан, который был куплен за $120 тысяч. Причем их было несколько, и последующие ушли за $150 тысяч.
Так как так вышло, что банан стал искусством?
Чтобы в этом разобраться нам нужно будет вернуться в прошлое и вспомнить похожие события.
Маурицио Каттелан автор знаменитого банана далеко не первый, кто продвигал идею трансформации повседневных вещей в произведения искусства.
Помните Марселя Дюшана и его писсуар? Дюшан купил писсуар в обычном магазине, поставил на него подпись “R. Mutt” и представил его на выставке в Нью-Йорке как объект искусства еще в 1917 году.
Однако, Марсель Дюшан был членом комитета той самой выставки. А выставлялись там малоизвестные на тот момент художники. И именно с этой целью М. Дюшан подписал свою работу другим именем выдав за работу неизвестного автора. Остальные же члены комитета не догадывались кто настоящий автор работы и отказались представлять объект на выставке, сообщив, что этот объект может быть полезным только в «другом месте».
Этот случай вызвал интерес общества и споры в прессе.
Позже выяснилось кто был автором работы. Марсель же сказал, что идея его искусства была направлена на то, чтобы заставить зрителя думать, а не чувствовать или переживать красоту и получать удовольствие от любования.
Это был пожалуй один из первых переворотов в искусстве ХХ века. Так искусство из эстетического стало переходить в интеллектуальное.
Позже, Дюшан создал целую серию подобных работ. Это были тёрки, велосипедное колесо, сушилка для бутылок и другие непривычные миру искусства предметы.
В русском же искусстве революционером ХХ века был Казимир Малевич и его «черный квадрат». Работа Малевича также вызвала сильный резонанс и стала толчком для художников, которые увидели, что искусство по сути своей безгранично.
Вспоминая эти работы многие недовольно высказываются: «И я так могу!», «Это разве искусство?», «Это что ребенок делал?». Ну и другие подобные фразы. Если разобраться в важности этих работ в искусстве, то все эти высказывания покажутся вам нелепыми и невежественными.
Пример с писсуарам Дюшана, который он назвал «Фонтан», даёт ответ на вопрос «Почему вы так не можете». Потому что вы не Марсель Дюшан. Вспомните, что на «Фонтане» была подпись неизвестного автора и работу отказались представить публике. Поэтому если вы не Марсель Дюшан и не Маурицио Каттелан (автор банана), то вашей работы на выставке и не будет.
Тут может возникнуть вопрос- «Почему им можно, а мне нет?». Это авторы мирового уровня, настоящие новаторы, революционеры и художники. Это не новички с улицы, а авторы долгие годы работающие в арт среде и знающие искусство.
А Маурицио Каттелан и до «банана» давно зарекомендовал себя в образе комичного художника с абсурдистским подходом к искусству. Он еще в 90-х годах организовывал персональные выставки и инсценировал собственный побег с них. Намеренно воровал работы других авторов и выдавал за свои. И даже выставлял на выставке настоящего осла.
Так что наверняка, если бы точно такой же банан выставил другой даже не менее известных художник, в ряд он стал так популярен.
Все эти художники проделали большой путь и нашли множество последователей, желающих повторить их подвиг. Но помните, простым путем к "простому" искусству никто не приходил!